Анализ стихотворения «Весна, весна! Как чист воздух» Баратынского

«Весна, весна! как чист воздух» — стихотворение, которое Евгений Баратынский написал на основе свежих весенних впечатлений, так что каждая строчка в нем словно напоминает о свежести и оживлении природы. Краткий анализ «Весна, весна! как воздух чист» может быть использован как основной или дополнительный предмет на уроке литературы в 6 этапов.

Краткий анализ

Тема – радость пробуждения природы весной.

Композиция – мысль в стихотворении развивается последовательно.

Жанр: лирическое стихотворение.

Поэтический размер ямба – трехстопный и четырехстопный.

Эпитет — «живая лазурь», «солнечные лучи», «торжествующий холм», «выродившийся лист», «здоровый гимн”.

Метафоры – «небо слепит глаза», «летят облака», «шелестят ручьи”.

История создания

Период между 1831 и 1835 годами был для Баратынского довольно трудным в творческом отношении. Закрытие журнала «Европейский», издаваемого Московским кружком писателей, глубоко тронуло поэта настолько, что он практически перестал писать и лишь систематизировал созданные им для этой цели произведения. А стихотворение «Весна, весна! «Как чист воздух» было одним из немногих исключений.

Предчувствие весны и обновления, охватившее его в 1832 году, породило прекрасные поэтические строки. Однако свет они увидели лишь четыре года спустя – в 1836 году, когда вышел в свет двухтомный сборник сочинений поэта.

Баратынский, любимым временем года которого была весна, находил вдохновение и утешение в природе, которая помогла ему преодолеть творческий кризис, вызванный закрытием журнала.

Тема

Стихотворение очень символично, поскольку весна рассматривается в нем как время пробуждения не только природы, но и человеческого сердца. Лирический герой приветствует весну и радуется всему, что происходит в окружающем мире. Его восхищают и завораживают волшебные процессы, сопровождающие пробуждение от спячки.

Баратынский высказывает мысль, что только человек, позволивший своей душе слиться с природой, может в полной мере ощутить радость прихода этого чудесного времени года. И в то же время все, что говорит поэт, звучит искренне. Он рассказывает об эмоциях и весеннем настроении без наигранности и пафоса. Ничего лишнего – просто атмосфера энтузиазма.

Композиция

Автор последовательно развивает свою идею, показывая читателю образы, проходящие через восприятие лирического героя. Он видит, как ломается лед, поднятый неудержимой водой, наблюдает за летящими облаками и пением жаворонков. Образ, созданный Баратынским, максимально детализирован. Весна, это чудесное время года, показана читателю во всей своей полноте. Даже запахи и звуки, которые можно почувствовать на весенней прогулке, переданы очень точно.

Первая и вторая строфы посвящены описанию весеннего неба, затем поэт говорит о весенних ручьях и роще, пахнущей жизнью и, наконец, кульминацией становится песня жаворонка, встречающего весну.

Главный смысл, который Баратынский вложил в произведение, воплощен в двух последних четверостишиях, где поэт говорит о слиянии души лирического героя с природой и подчеркивает, что это делает человека счастливым.

Композиция стиха очень проста, так что читатель может, не отвлекаясь, эмоционально погрузиться в произведение, прочувствовать все, что в нем описано. Каждый год человек может увидеть настоящее чудо возрождения – и это поистине удивительно.
Чтобы произведение было еще легче восприниматься, Баратынский использует четырехстопный ямб. Перекрестная рифма также упрощает форму и делает содержание более доступным.

Жанр

Произведение относится к жанру лирической поэмы. Поэт пишет о том, что свойственно весне в природе, и в то же время описывает состояние человека, действительно близкого к ней. Самое главное – эмоциональный настрой, мысли и чувства лирического героя.

Средства выразительности

В произведении использован ряд художественных средств, которые помогают сделать его более ярким и живым, с одной стороны, и играют роль «красок» при создании словесной картины, с другой:

  • Эпитет – «яркая лазурь», «солнечные лучи», «триумфальная гряда», «опавший лист», «гимн здоровья”.
  • Метафоры – «небо слепит глаза», «летят облака», «шелестят ручьи”.

Но атмосфера передается не только классическими выражениями – Баратынский пользуется и синтаксическими приемами – бесчисленными восклицаниями, без которых не обходится буквально ни одна строфа. Таким образом, поэт задает восторженный тон всему стихотворению и передает настроение лирического героя.