Стихотворение «Весенний дождь» написал не молодой поэт, а зрелый творец – А. А. Фет. Оно несет в себе печать мастерства и опыта. Краткий анализ «Весеннего дождя» по плану используется на уроках литературы в 5 классе, чтобы помочь школьникам лучше понять это произведение.
Краткий анализ
Тема стихотворения – дождь как символ весны и природы.
Композиция – это единое произведение, состоящее из трех строф, последовательно рисующих картину.
Жанр: лирическое стихотворение.
Размер стихотворения – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.
Эпитет – «за свежие листья», «душистый мед”.
Метафоры – «золотая пыль», «солнце светит», «занавес движется, колышется», «что-то поднялось и барабанит”.
Персонификация: «Воробей купается”.
Сравнение – «опушка леса стоит, словно покрытая золотой пылью”.
История создания
Фет всегда придавал большое значение явлениям природы – пейзажная поэзия составляет значительную часть его творческого наследия. Поэт любил наблюдать за изменениями, происходящими в природе: это всегда вдохновляло его на создание прекрасных стихов. Не стало исключением и стихотворение «Весенний дождь», созданное с просто невероятным мастерством – в 1857 году Фет написал его благодаря наблюдениям за природой накануне дождя, с которыми связана история создания поэтических строк.
Публика увидела это произведение спустя два года — в 1859 году в журнале «Русское слово» появилось стихотворение зрелого мастера «словесного пейзажа». Оно сразу же было встречено критиками и читателями.
Тема
Стихотворение, как следует из названия, посвящено весеннему дождю. Это и есть чистая поэзия, потому что пейзаж в стихотворении — это самостоятельная ценность, созданная в технике словесного рисунка.
Интересно, что этой же темой в 1908 году занялся Валерий Брюсов. Он также создаст реалистичный образ весеннего дождя, при этом его творчество во многом будет повторять строки, написанные Фетом.
Композиция
Фет рисует картину весенней природы и использует одночастную композицию: все три строфы последовательно раскрывают одну тему.
Все начинается с бытовой, бытовой картины, которую поэт описывает в общих чертах: Первая строфа стихотворения создает фон и задает тон произведению. Кажется, ничто не напоминает нам о приближающемся дожде – даже солнце не успело спрятаться за тучи. При этом поэт использует народную примету, на которой изображен купающийся в пыли воробей, который, как известно, предвещает осадки.
Затем композиция продолжается изображением изменившегося мира: становится ясно, что дождь льётся буквально стеной, поэтому наблюдатель видит необычную картину — «занавес», сотканный из воды и солнечного света, который полупрозрачным экраном отделяет видимую в нем опушку леса убрать.
Наконец, третья строфа, которая должна была получиться прозаичной и неприметной, так как дождь уже начался и серая пелена опустилась на землю, на волне волшебных слов поэта окрашивается в весенние тона и кажется теплым и радостный. Капли мирно барабанят по свежим листьям – поистине красивая картина.
Жанр
Это лирическое стихотворение: описание природы дается глазами лирического героя, мы видим его мировоззрение. Этот поэтический очерк показывает, как тонко умел поэт видеть красоту в самых обычных вещах. Образы лирического героя и автора в произведении слиты воедино.
Четырехстопный ямб используется для целенаправленного создания естественного образа: этот поэтический размер помогает писателю передать радостное настроение. Перекрестная рифма придает звучанию стихотворных строк необходимую плавность.
Средства выразительности
Фет использует простые синтаксические конструкции, и его выражения также несложны. Это явно выделяет работу из ряда пейзажных зарисовок. Итак, поэт использует:
- Эпитет –
«на свежих листьях», «ароматный мед”.
- Метафоры –
золотая пыль», «солнце светит», «занавес шевелится, колышется», «что-то подошло и забарабанило”.
- Персонификация –
«Воробей купается”.
- Сравнение –
«Опушка леса стоит, словно покрытая золотой пылью”.
В этом случае художественные средства играют скорее второстепенную роль. Основное внимание уделяется глаголам, которые придают повествованию динамику, показывают движение, благодаря чему читатель словно видит картины, нарисованные у него в голове.
Особую роль в произведении играют наречия. Их всего два, но они очень значительны, поскольку «еще» указывает на то, что увиденное читателем — временное явление, а «уже» указывает на то, что дождь совсем близко.
Наконец, благодаря ассонансу и аллитерации поэт передает эмоциональное настроение наблюдателя, показывает, что лирический герой умиротворен и доволен, он чувствует полноту и радость существования.
Комментирование закрыто