Анализ стихотворения Фета «Весенний дождь

Стихотворение «Весенний дождь» написал не молодой поэт, а зрелый творец – А. А. Фет. Оно несет в себе печать мастерства и опыта. Краткий анализ «Весеннего дождя» по плану используется на уроках литературы в 5 классе, чтобы помочь школьникам лучше понять это произведение.

Краткий анализ

Тема стихотворения – дождь как символ весны и природы.

Композиция – это единое произведение, состоящее из трех строф, последовательно рисующих картину.

Жанр: лирическое стихотворение.

Размер стихотворения – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Эпитет – «за свежие листья», «душистый мед”.

Метафоры – «золотая пыль», «солнце светит», «занавес движется, колышется», «что-то поднялось и барабанит”.

Персонификация: «Воробей купается”.

Сравнение – «опушка леса стоит, словно покрытая золотой пылью”.

История создания

Фет всегда придавал большое значение явлениям природы – пейзажная поэзия составляет значительную часть его творческого наследия. Поэт любил наблюдать за изменениями, происходящими в природе: это всегда вдохновляло его на создание прекрасных стихов. Не стало исключением и стихотворение «Весенний дождь», созданное с просто невероятным мастерством – в 1857 году Фет написал его благодаря наблюдениям за природой накануне дождя, с которыми связана история создания поэтических строк.

Публика увидела это произведение спустя два года — в 1859 году в журнале «Русское слово» появилось стихотворение зрелого мастера «словесного пейзажа». Оно сразу же было встречено критиками и читателями.

Тема

Стихотворение, как следует из названия, посвящено весеннему дождю. Это и есть чистая поэзия, потому что пейзаж в стихотворении — это самостоятельная ценность, созданная в технике словесного рисунка.

Интересно, что этой же темой в 1908 году занялся Валерий Брюсов. Он также создаст реалистичный образ весеннего дождя, при этом его творчество во многом будет повторять строки, написанные Фетом.

Композиция

Фет рисует картину весенней природы и использует одночастную композицию: все три строфы последовательно раскрывают одну тему.

Все начинается с бытовой, бытовой картины, которую поэт описывает в общих чертах: Первая строфа стихотворения создает фон и задает тон произведению. Кажется, ничто не напоминает нам о приближающемся дожде – даже солнце не успело спрятаться за тучи. При этом поэт использует народную примету, на которой изображен купающийся в пыли воробей, который, как известно, предвещает осадки.

Затем композиция продолжается изображением изменившегося мира: становится ясно, что дождь льётся буквально стеной, поэтому наблюдатель видит необычную картину — «занавес», сотканный из воды и солнечного света, который полупрозрачным экраном отделяет видимую в нем опушку леса убрать.

Наконец, третья строфа, которая должна была получиться прозаичной и неприметной, так как дождь уже начался и серая пелена опустилась на землю, на волне волшебных слов поэта окрашивается в весенние тона и кажется теплым и радостный. Капли мирно барабанят по свежим листьям – поистине красивая картина.

Жанр

Это лирическое стихотворение: описание природы дается глазами лирического героя, мы видим его мировоззрение. Этот поэтический очерк показывает, как тонко умел поэт видеть красоту в самых обычных вещах. Образы лирического героя и автора в произведении слиты воедино.

Четырехстопный ямб используется для целенаправленного создания естественного образа: этот поэтический размер помогает писателю передать радостное настроение. Перекрестная рифма придает звучанию стихотворных строк необходимую плавность.

Средства выразительности

Фет использует простые синтаксические конструкции, и его выражения также несложны. Это явно выделяет работу из ряда пейзажных зарисовок. Итак, поэт использует:

  • Эпитет – «на свежих листьях», «ароматный мед”.
  • Метафоры – золотая пыль», «солнце светит», «занавес шевелится, колышется», «что-то подошло и забарабанило”.
  • Персонификация – «Воробей купается”.
  • Сравнение – «Опушка леса стоит, словно покрытая золотой пылью”.

В этом случае художественные средства играют скорее второстепенную роль. Основное внимание уделяется глаголам, которые придают повествованию динамику, показывают движение, благодаря чему читатель словно видит картины, нарисованные у него в голове.

Особую роль в произведении играют наречия. Их всего два, но они очень значительны, поскольку «еще» указывает на то, что увиденное читателем — временное явление, а «уже» указывает на то, что дождь совсем близко.

Наконец, благодаря ассонансу и аллитерации поэт передает эмоциональное настроение наблюдателя, показывает, что лирический герой умиротворен и доволен, он чувствует полноту и радость существования.