Наполненное восхищением стихотворение «Вечер» — один из лучших образцов пейзажных текстов Фета. Краткий анализ «Вечера» по плану поможет ученикам 7 класса погрузиться в чудесный мир поэзии и понять, почему это произведение так выделяется в нем. На уроке литературы его можно использовать как основной материал или как дополнительный анализ.

Краткий анализ

Тема – очарование природы, которая ночью кажется особенно загадочной.

Композиция – стихотворение можно разделить на две части: первая строфа является началом, две остальные раскрывают его.

Жанр: лирическое стихотворение.

Поэтический размер — анапест с перекрестной рифмой.

Эпитет — «прозрачная река», «темный луг», «тихая роща», «золотые каймы», «дыхание ночи», «сине-зеленый огонь”.

Метафоры — «река течет на запад», «облака разошлись», «вздох дня», «сверкает молния”.

Сравнение – «облака рассеялись, как дым “.

История создания

Афанасий Афанасьевич Фет всегда глубоко интересовался темой природы. Особенно его интересовало такое загадочное, по его мнению, явление, как переход дня в ночь. Благодаря дару видеть красоту в том, на что каждый день смотрят другие, поэт смог создать очаровательные пейзажные зарисовки, например «Вечер», написанный в 1855 году”.

Несмотря на то, что поэту в то время уже исполнилось тридцать пять лет, он не утратил юношеской свежести восприятия и продолжал считать природу прекрасной и достойной созерцания.

В этом произведении также отражено типичное для Фета представление о явлениях природы как о чем-то помогающем познанию космического начала и имеющем скрытое начало.

Тема

Стихотворение посвящено природе, точнее, ее таинственному очарованию в то время, когда ясность дня переходит в глубину ночи. Это поистине самое волнующее время суток и самое загадочное, которое поэт умело передает с помощью безличных предложений. Он пытается передать ускользающую красоту, придавая поэзии музыкальность.

Композиция

Первая часть произведения состоит из одной строфы и наполнена безличными предложениями. Они помогают Афанасию Афанасьевичу создать атмосферу загадочности и показать, насколько таинствен мир природы.

А вот вторая часть, состоящая из двух строф, и есть попытка разгадать эту загадку. Размышления лирического героя, основанные на зрительных впечатлениях, раскрываются более традиционно. Автор рисует прекрасную картину природы вечером, когда все постепенно засыпает с одной стороны, и как утром — с другой.

Очевидно, что всю картину, разворачивающуюся перед ним, лирический герой видит с холма, где то жарко, то влажно (очевидно, от ветра с реки). Это позволяет ему больше выглядеть так, как будто он был непосредственным участником. Этот взгляд «сверху», немного отстраненный и в то же время напряженный, типичен для стихов Фетова. Именно благодаря ему сложилась композиция: лирический герой сначала видит и слышит что-то непонятное, но, присмотревшись, может разгадать хотя бы часть загадок природы. Таким образом Афанасий Афанасьевич передает свою философскую идею.

Жанр

Это пейзажная поэзия в лучшем ее проявлении – интимная, загадочная, музыкальная, написанная в жанре лирического стихотворения. Поэт наполняет его не только зрительными, но и акустическими образами, как бы погружая читателя не только в пейзаж, но и в то особое вечернее настроение, которое вызывает этот пейзаж.

Произведение имеет трехсложный поэтический размер — для него Афанасий Афанасьевич использует трехстопный анапест. Перекрестная рифма словно связывает части произведения воедино, а последовательное сохранение ритма делает его еще более цельным.

Средства выразительности

Богатая палитра тропов, использованных Фетом, делает стихотворение «Вечер» глубоко чувственным. Следующие пути дают понимание:

  • Эпитет – «прозрачная река», «увядший луг», «тихая роща», «золотые бордюры», «дыхание ночи», «сине-зеленый огонь”.
  • Метафоры – «река течет на запад», «облака разошлись», «вздох дня», «сияет молния”.
  • Сравнение – «Облака распространялись, как дым “.

Все эти художественные приемы помогают передать облик лирического героя, смотрящего на уходящий день. Он любуется великолепием пейзажа, чувствует природу как живое существо и чувствует себя наблюдателем и ее частью одновременно.

Таким образом, поэт показывает не только красоту природы, но и свою душу, умеющую видеть все вокруг особенным и прекрасным. Кто знает, мог ли кто-нибудь, кроме Фета, увидеть в самом обычном полумраке столько прелести. Афанасий Афанасьевич не только видит это, но и старается поделиться своим ощущением с читателем.