Вторая кавказская ссылка стала для Лермонтова очень плодотворной в творческом плане. В частности, там было написано одно из самых интересных его стихотворений – «Валерик». Краткий анализ «Валерика» по плану, использованному на уроке литературы в 11 классе, поможет школьникам глубже понять это произведение.

Краткий анализ

Тема – красота и хрупкость жизни, которая наиболее ярко реализуется на фоне опасности для жизни.

Композиция состоит из трех частей, первая и последняя части составляют основу важнейшего, фактического описания боя.

Жанр – сообщение.

Поэтический размер — четырехстопный ямб и бистопный ямб с неправильной рифмой.

Эпитеты — «охлажденный разум», «тяжелые годы», «холодное размышление», «последний цвет», «больная душа», «медное оружие”.

Метафоры — «читая страницы прошлого», «лицемерить с сердцем», «Я протащил через цепь трудных лет», «Я несу свой крест», «Штыки горят», «Мрачный и хитрый взгляд”.

Олицетворение – «сердце спит”.

История создания

Написанное в 1840 году стихотворение «Валерик» дойдет до читателя в 1843 году (оно было опубликовано в альманахе «Утренняя заря»), но история создания этого произведения началась несколько раньше. Это обращение к любимой посвящено прекрасной Варваре Лопухиной, которую поэт любил долгие годы. К ней обращена поэтическая исповедь Лермонтова.

Когда он писал эту работу, он находился в Чечне, во второй кавказской ссылке. В это время отряд генерала Галафеева, под командованием которого служил Лермонтов, вёл активные боевые действия, в частности, участвуя в сражении на реке Валерике, о котором рассказывается в произведении. Несмотря на то, что у поэта уже был трехлетний опыт военной службы, фактически это был один из первых боев, в которых он участвовал.

Тема

Лермонтов пишет о войне и любви; объединив эти две темы в одну, он говорит о том, насколько хрупка жизнь. Но понимание этого обычно приходит к человеку только перед лицом неминуемой для него опасности. Так что лирический герой осознает эту простую истину лишь тогда, когда оказывается на войне. Именно эту мысль он пытается донести до своей возлюбленной, но у него мало надежды на понимание, ведь у них нет «родства душ”.

Поэт говорит о войне как о чем-то беспощадном и бессмысленном, и несмотря на то, что он говорит о конкретном сражении, тема, которую он затрагивает, имеет общечеловеческий смысл и гуманистический смысл.

Композиция

Композиционно это стихотворение четко разделено на три части.

В первом он обращается к любимой женщине, но тон обращения совершенно лишен романтики. Лирический герой говорит, что война лишила его иллюзий относительно чувств. И хотя сердечная любовь длилась долго, поэт уже в нее не верит. Он иронизирует о своей уверенности в ее равнодушии к нему.

Вторая часть произведения представляет собой описание самого сражения, где Лермонтов с помощью множества образов передает, насколько ужасно происходящее. Он намеренно обезличивает солдат, делая бой еще более ужасным и безобразным. Поэт ясно показывает контраст между светским обществом, о котором он говорил в первой части, и людьми, приговоренными к смерти.

Основная идея третьей части – показать светскому обществу, что поездка на Кавказ – это не увеселительная поездка, как многие ее считают. И хотя на самом деле он обращается только к своей возлюбленной, здесь явно есть обобщение. При этом поэт не скрывает зависти к тем, кто не вкусил ужасов битвы.

Композиционный прием, использованный Лермонтовым, очень удачен: он объединяет в единое целое любовные переживания героя и его восприятие войны.

Жанр

Это послание, потому что оно написано в форме письма женщине. В произведении переплетаются качества любви и военной лирики. В то же время это исповедальное послание содержит элементы пейзажных зарисовок, рассуждений на философские темы и даже бытовых сцен.

Лермонтов использует четырехстопный ямб и бистопный ямб с неправильной рифмой, чтобы передать ритм боя, с одной стороны, и сделать диалог естественным, с другой. Приемы, использованные в стихотворении, наиболее точно передают те чувства, о которых говорит Лермонтов.

Средства выразительности

Для передачи мыслей и чувств лирического героя автор также использует ряд образов:

  • Эпитет – «охлажденный разум», «тяжелые годы», «холодное размышление», «последний цвет», «больная душа», «медное оружие”.
  • Метафоры – «читая страницы прошлого», «в душе лицемер», «Я протащил через цепь трудных лет», «Я несу свой крест», «Штыки горят», «Мрачный и хитрый взгляд”.
  • Персонификация – «Сердце спит”.

Эти средства выразительности помогают поэту правдиво говорить о своих чувствах и переживаниях, не скрывая их.