Анализ стихотворения Некрасова «В дороге

Стихотворение «В дороге» было написано Некрасовым, когда он находился в поисках своего творческого пути. Однако в ней уже видны характерные черты поэзии Некрасова. Краткий анализ «В дороге» по плану поможет вам их увидеть. Используя его на уроке литературы в 10 классе, учащимся легко понять эту тему.

Краткий анализ

Тема – мысли кучера о своей жене, которую сгубило аристократическое воспитание.

Композиция представляет собой сюжетное стихотворение, ее основу составляет история кучера, обрамленная началом и концом (диалог мастера с кучером).

Жанр: повествовательная поэма на гражданскую тему.

Стихотворный размер представляет собой трехстопный анапест с чередующимися мужскими и женскими рифмами и беспорядочной рифмой: употребляются двойная, кольцевая и перекрестная рифмы.

Сравнения – «ревет, как сумасшедший», «учится грамоте, как маленький лай», «как клочок тонкий и бледный”.

Эпитет — «смелый кучер», «плутовая жена», » вальяжная внешность», «крутая внешность», «строгая внешность», «красивая женщина», «неутомимый труд», «стойкая скука”.

История создания

Повесть в стихах, представляющую собой воображаемый диалог барина и кучера, Некрасов создал в 1845 году. На момент написания этого поэтического произведения поэту едва исполнилось 24 года, но он имел четкую буржуазную позицию и выразил ее талантливо в поэтической форме.

Когда молодой поэт показал свое творчество известному критику Белинскому, тот был тронут и назвал его «настоящим поэтом». Герцен считал эти стихи прекрасными.

Именно это произведение ознаменовало новый этап творческого развития Некрасова, перешедшего от романтизма к реализму и сосредоточившегося на гражданской поэзии.

Тема

Тяжелая судьба русского народа – вот что волновало молодого писателя. И именно этой теме посвящено его произведение «В дороге». Груша, крестьянка, воспитывалась вместе с помещичьей дочерью, чувство уверенности в себе она приобрела в барском доме – и это впоследствии сделало крепостного несчастным на всю оставшуюся жизнь.

Основная идея – безвыходность сложившейся ситуации. Пока в России существует крепостное право и господин может распоряжаться людьми по своему усмотрению, простые люди будут недовольны.

Композиция

Стихотворение имеет начало и конец, а в центре – монолог кучера, его рассказ о жене.

Началом является просьба барина к кучеру развлечь его рассказом или песней, на что тот отвечает жалобами на жену и объясняет, чем именно вызвано его неудовольствие.

История Груши, рассказанная ее мужем, очень печальна: девочка долгое время воспитывалась в усадебном доме как подруга маленькой барышни, но потом вышла замуж, отец ее умер, и новая Хозяин имения отправил крепостную туда, где она принадлежала, — на крестьянскую избу, и выдал ее замуж за мужчину. Ее любовь к учителю осталась в прежней жизни, но в этой жизни это был только тяжелый труд. И хотя муж ее не изнурял, по-своему жалел ее и бил только тогда, когда был пьян, она все равно чувствовала себя униженной, страдала и опустошенной от этого.

Композиция заканчивается словами барина, который прервал рассказ кучера и ехидно заметил, что тот его «развлекает». Мрачное положение крестьянок и вообще крепостных крестьян, ярко изображенное Некрасовым в этом, казалось бы, простом сюжете, глубоко трогает душу.

Жанр

Это сюжетная поэма, один из первых образцов социальной поэзии Некрасова, резко осуждающая несправедливое крепостное право в России.

Анапест длиной в три фута выбран не зря: он делает стихотворение похожим на русские панихиды, с одной стороны, и на ритмическое повторение лазания копыт — с другой. Таким образом Некрасов передает атмосферу истории, рассказываемой в дороге.

Благодаря разнообразию типов рифм, а также использованию как мужских, так и женских рифм, Некрасову удается передать живость повседневной речи.

Средства выразительности

Это произведение не очень богато обычными выразительными средствами, чему есть объяснение: в речи такого простого человека, как кучер, нет места цветистым словам. Некрасов использует самые простые художественные средства.

  • Сравнения – «ревет, как сумасшедший», «обучается грамоте (скребет, моет), как маленькая кора», «как щепка тонкого и беленого дерева”.
  • Эпитет – «смелый кучер», «плутовая жена», «внушительный вид», «пришлось тяжело», «суровый взгляд», «красивая женщина», «неутомимый труд», «стойкая скука”.

Последний эпитет показывает, что мастер не так безразличен, как ему хотелось бы показаться, — на самом деле он испытывает глубокую горечь из-за осознания безвыходного положения, в котором может оказаться несвободный человек.

При этом он вставляет в речь водителя темы разговора, что придает ей реалистичности: слышишь, понимаешь — сто, тоис, грохот, бить, сам-ат, патрет.