Михаил Лермонтов написал стихотворение «Скала» всего за несколько недель до своей смерти, которую он ясно предсказал. Краткий анализ произведения «Скала» по плану покажет учащимся 6 класса всю глубину этого небольшого произведения. Его можно использовать на уроке литературы для объяснения материала.
Краткий анализ
Тема стихотворения – одиночество человека в мире.
Композиция – стихотворение состоит из двух строф по четыре строки .
Жанр: лирическое стихотворение. Тематика – пейзаж и философские тексты.
Поэтический размер — пятистопный хорей с пирровым (пропуском ударения).
Эпитеты – «золотое облако», «мокрая тропа», «старая скала», «весело играющая», «тихо плачущая”.
Персонификации — «облако ночевало», «облако улетело», «камень думал и плакал”.
Метафоры – «гигантский утес», «грудь утеса», (об облаке) «весело играет над лазурью», «морщина утеса”.
История создания
Стихотворение «Утес» было написано всего за несколько недель до трагической гибели Лермонтова на дуэли в 1841 году. Поэт создал душевные строки, наполненные романтической грустью. Он словно знал, что земная жизнь подходит к концу.
Журнал «Отечественные записки» опубликовал стихотворение в 1843 году, то есть через два года после смерти автора.
Тема
Тема одиночества – важнейшая в творчестве Лермонтова. Ей также посвящено стихотворение «Клиппен». Он говорит, что всего лишь на краткий миг вы можете встретить кого-то или что-то, что вызовет трепет в вашей душе. Остальное время человек вынужден проводить в «пустыне»; в романтической поэзии «пустыня» символизирует глубокое одиночество.
Основная мысль, которую закладывает автор в этом небольшом произведении, заключается в том, что счастье человека всегда скоротечно.
Есть и другая трактовка этого произведения: считается, что поэт с помощью пейзажных образов рассказывает о взаимодействии духовного и материального миров. Так что для души, которую символизирует облако, тело (то есть скала) — лишь временное прибежище. Но тело без души страдает вечно. Таким образом, в материальном мире гармония достигается только при условии единства духовного и физического начал.
Композиция
Это стихотворение состоит из двух строф по четыре строки в каждой. Можно сказать, что герои строф противостоят друг другу (весёлая, легкомысленная туча – одинокий, неподвижный утес). Лирический герой размышляет о смысле жизни, и задумывается о природном явлении, которое он, возможно, когда-то наблюдал. Истинную духовность он ищет именно в природе, так как люди, по мнению поэта, уже давно неспособны к высоким эмоциям, искренности и истинной духовности.
В первой строфе Михаил Юрьевич рисует простую картину: золотое облако спускается на грудь скалы, чтобы отдохнуть там, а утром снова отправляется в дорогу. Ее беззаботный характер подчеркивается тем, что она спешила рано, игриво довольная. Вторая строфа метафорически выражает главную мысль: старый камень понял, что значит не быть одиноким, но потом потерял эту радость. Он настолько потрясен, что это доводит его не только до глубоких размышлений, но и до настоящих слез. Это тем более печально, что тело скалы до сих пор сохраняет мокрый след, напоминающий о ночном посещении облака.
Жанр
«Утес» — лирическое стихотворение. Относится к пейзажно-философским текстам: в них автор рисует картину природы, которая фактически выражает состояние человеческой души. Используя явления природы и их взаимодействие, Лермонтов показывает людей и их духовный мир. Созданное им произведение поистине многогранно и имеет множество смыслов.
Поэтический размер – пятистопный хорей. Обводящая (кольцевая) рифма сохраняет законченность мысли в каждой строфе.
Средства выразительности
Несмотря на то, что это небольшое произведение, автор насыщает его образами.
- Эпитет –
«золотое облако», «мокрая тропа», «старый камень», «весело играя», «тихо плача”
. - Персонификации –
«облако ночевало», «облако улетело», «камень думал и плакал”
. - Метафоры –
«гигантский утес», «грудь утеса», «весело играет над лазурью», «морщина утеса”
.
Они не только делают стихотворение выразительным, но и помогают поэту через художественные образы показать свой внутренний мир и рассказать о своих взглядах.
Кроме того, Лермонтов использует аллитерацию («з», «ч», «с» — об облаке, «вл», «пл», «т» — об обрыве) и ассонансы («у», «о», «а» «), чтобы сделать стихотворение «Утёс» более плавным по звучанию. Так он показывает важность жизни в гармонии с миром и в гармонии с самим собой, к чему он сам всегда стремился, но так и не достиг.
Комментирование закрыто