Стихотворение «Учитесь у них – у дуба, у березы» было написано Афанасием Фетом на склоне лет, и оно оказалось необычайно проникновенным. Краткий анализ «Учись у них – у дуба, у берёзы» по плану поможет учащимся 6-го класса понять, почему оно было так тепло встречено читателями. Этот анализ можно использовать на уроке литературы для объяснения материала.

Краткий анализ

Тема стихотворения – человек и природа, их взаимодействие.

Композиция линейная, унисонная.

Жанр: лирическое стихотворение.

Размер стихотворения – пятистопный ямб с перекрестной рифмой.

Персонификации — «вьюга рвет листья», «вьюга злеет», «холод сжимает сердце», «душа будет болеть”.

Эпитеты – «жестокое время», «лютый холод», «ясные дни», «новые откровения», «скорбящая душа”.

Метафоры — «слезы застыли», «поверь в весну», «пронесется гений, дыша теплом и жизнью”.

История создания

В конце 1883 года Афанасий Фет находился в Москве. Это был период, когда он много писал – и одним из стихотворений было «Lær av dem – av eika, av bjørka», написанное в последний день уходящего года. Это произведение, как отмечают биографы, буквально вырвалось из сердца 64-летнего поэта. Неудивительно, что публика приняла его очень тепло. Однако стихотворение не было опубликовано до 1885 года.

Тема

Львиную долю своего творчества Афанасий Афанасьевич посвятил теме человека и природы, и «Учитесь у них – у дуба, у березы» тоже рассматривает это. Через призму природных явлений автор показывает человеческую жизнь, где есть место невзгодам и невзгодам. По его мнению, их следует терпеть, как деревья переносят зимнюю стужу: стойко и молчаливо.

Недаром Фет выбрал в качестве примера березу и дуб: он хочет сказать, что испытания могут настигнуть и слабого, и сильного. И обоим тоже придется их терпеть.

Композиция

Первая строфа показывает читателю зимний лес. Стоящие в нем деревья терпят мучительную боль от зимней стужи, но все равно продолжают стоять, ожидая момента, когда эти мучения закончатся.

Вторая строфа демонстрирует зимнюю катастрофу в действии: ветер усиливает холод, но деревья продолжают проявлять чудеса стойкости.

И не зря – в третьей строфе у них появляется надежда, ведь приходит весна со своим живительным теплом. Фет пытается показать, что в какой-то момент боль всех потерь заживет и в жизнь вернется радость.

Стихотворение написано пятистопным ямбом, при этом Фет использует перекрестную рифму с мужской и женской рифмой.

Жанр

Данное произведение написано в жанре лирической поэзии. В нем читатель видит мысли и переживания лирического героя.

Средства выразительности

Несмотря на довольно скромный объем произведения, оно фактически использует множество художественных приемов для раскрытия заложенной в нем философской мысли. Этот:

  • Персонификации – «Метель рвет листья», «Вьюга злее», «Холод сжимает сердце», «Душа будет болеть”.
  • Эпитет – «жестокое время», «лютый холод», «ясные дни», «новые откровения», «скорбящая душа”.
  • Метафоры – «слезы замерзли», «поверь в весну», «пронесется гений, дыша теплом и жизнью”.

Все эти приемы характерны для текстов Фета; они помогают человеку понять ту прочную связь, которая существует между ним и окружающим миром.