Дети знакомятся с текстами М.Ю. Лермонтов в детских классах; на уроках литературы в 6 классе изучается стихотворение «Облака». В нашей статье вы сможете найти полный и краткий анализ «Облаков» по плану и собрать много полезной информации для более глубокого понимания произведения.
Краткий анализ
Тема одиночества и изгнания.
Композиция представляет собой три строфы в форме обращения лирического героя к природе.
Жанр – лирическое стихотворение-отражение, близкое по духу к элегии.
Поэтический размер – четырехстопный дактиль. Рифма крестовая..
Эпитеты — «лазурно-голубая степь», «нитка жемчуга», «милый север», «тайная зависть», «открытая злоба», «ядовитая клевета», «бесплодные поля”.
Олицетворение — «облака — вечные странники”.
Сравнение — «ты спешишь, как будто ты такой же изгнанник, как я”.
Риторические вопросы — Кто вами движет: это решение судьбы? Это тайная зависть? Открыто ли оно?… (вся вторая строфа)
Антитеза – «от милого севера – к югу”
История создания
Стихотворение было написано в апреле 1840 года, за несколько месяцев до смерти поэта. Это был день отъезда Лермонтова на Кавказ. Перед ссылкой друзья собрались в квартире Карамзина, чтобы увидеться и попрощаться с поэтом, что его очень тронуло. По воспоминаниям друзей, он долго смотрел в окно на облака над Невой и Летним садом, а потом читал красивое стихотворение.
Говорят, что уже в этот период Лермонтов предчувствовал свою смерть, почувствовал «усталость от жизни» и тревогу. Его тяготило то, что человек не может управлять своей судьбой, вынужден подчиняться власти, быть там, куда его посылают. Неспособность провести свою жизнь в соответствии со своими желаниями и амбициями сыграла важную роль в написании произведения. Впервые оно было опубликовано в 1840 году в сборнике «Стихи М. Лермонтова”.
Тема
Тема одиночества и изгнания, характерная для лирики Лермонтова. Изгнанник поэта, как тучи, вынужден прожить свою жизнь без родины, не испытывая ни любви, ни ласки. Грустное, глубокое стихотворение полно ярких образных определений: «вечные странники, лазурная степь, жемчужное ожерелье, милый север, тайная зависть, ядовитая клевета», «бесплодные поля”
. Поместив это стихотворение в конец своего сборника, поэт ставит точку в борьбе с непониманием и отчуждением.
Образы облаков характеризуют образ самого автора и лирического героя: он идет не по своей воле «Дорогой север”
. Осужденный на поездку на Кавказ во второй раз, поэт чувствует близкую развязку.
Основная идея в том, что человеку, у которого отобрали Родину, нечего терять, он свободен, но несчастен. Жить полноценной жизнью может только человек, свободный во всех отношениях. Лирический герой находится в отчаянии, потому что его жизнь напоминает существование «облаков»; он тоже «вечный странник
«, это больно ранит его. Облака в стихотворении изображены холодными и равнодушными, но человек способен страдать и любить. В этом он противостоит облакам.
Композиция
Стихотворение состоит из трех строф. Оно написано дактилем и имеет спокойный ритм, столь характерный для зрелого стиха Лермонтова. В первой строфе лирический герой проводит параллель между «небесные облака”
и твоя жизнь. Вторая строфа состоит из риторических вопросов и обращений, это попытка угадать мотив изгнания небесных странников. Автор перебирает варианты, столь характерные для современного общества: зависть, гнев, преступление и клевета. Имеется явная аналогия с его личностью, именно эти «феномены”
преследовал поэта на протяжении всей его недолгой жизни.
Последняя строфа начинается с восклицания и отрицания «Нет!”
— знает ответ лирический герой. «Нет у тебя родины, нет у тебя ссылки» — последняя мысль стихотворения. У поэта есть родина, он искренне любит Россию, поэтому предстоящая разлука угнетает и печалит его.
Жанр
Лирическое стихотворение (имеет черты элегии). Относится к философским текстам, на что указывают размышления лирического героя о смысле жизни. Написано четырехстопным дактилем с перекрестной рифмой.
Средства выразительности
В стихотворении много ярких образов и выражений, созданных автором с помощью эпитетов: «Лазурная степь», «нитка жемчуга», «милый север», «тайная зависть», «открытая злоба», «ядовитая клевета», «бесплодные поля”.
Поэт использует олицетворение «вечные странники» по отношению к облакам,
он очень тонкий и очень точный.
Вторая строфа состоит из риторических вопросов, которые придают речи лирического героя эмоциональную напряженность и раскрывают его отношение к событиям. В стихотворении содержится открытое сравнение: лирический герой сравнивает себя и тучи с изгнанием ( «Ты спешишь, как будто ты такой же изгнанник, как и я”
). Антитеза “с прекрасного севера — на юг
показывает эмоциональное отношение лирического героя к грядущим переменам.
Комментирование закрыто