Анализ стихотворения Лермонтова «Облака

Краткий анализ

Тема стихотворения – свобода и одиночество.

Композиция единодушна, стихотворение состоит из трех строф, в которых лирический герой ведет беседу с облаками.

Жанр: элегия.

Размер стихотворения – четырехстопный дактиль с перекрестной рифмой.

Эпитеты – «милый север», «жемчужное ожерелье», «тайная зависть», «ядовитая клевета”.

Метафоры – «лазурная степь», «вечные странники”.

Сравнения – «жемчужная цепочка”.

Персонификации — «ты спешишь», «кто тебя гонит», «тебе чужды страсти и чужды страдания», «ты устал от полей”.

https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/lermontov/tuchi-6-klass.html

Принадлежащее к его позднему творческому наследию стихотворение «Облака» написано в трудный период жизни Лермонтова и связано с травмирующими событиями. Краткий анализ «Облаков» по ​​плану поможет рассказать ученикам 6 класса, что это были за события, и раскрыть смысл произведения. Материал может использоваться на уроке литературы как в качестве основного, так и в качестве дополнительного материала.

История создания

В 1840 году Лермонтова во второй раз отправили в ссылку на Кавказ. Это произошло в апреле, после того как произошла скандальная дуэль между Михаилом Юрьевичем и молодым французом де Бараном, сыном посла.

очевидцы показали, что это произведение было написано в квартире Карамзина в Петербурге, где собрались его друзья, чтобы попрощаться. Очевидно, поэта вдохновляли облака, плывущие над Невой. Он обращается к ним в поэтических строках, с грустью ожидая расставания с друзьями и родиной.

В том же году «Скайер» впервые вышел в свет — завершили сборник под названием «Дикт”.

Тема

Произведение посвящено довольно традиционной для Лермонтова теме одиночества. В нем присутствует мотив изгнания, который был частью драматического образа «лишнего человека» того времени.

Основной конфликт произведения основан на идее о том, что лирический герой чувствует себя изгнанником, и это не его добровольное решение. Если учесть, что стихотворение написано в тот момент, когда Михаил Юрьевич пытался преодолеть старый конфликт между собой и окружающим миром, этот конфликт кажется еще более драматичным.

Еще одна тема, к которой обращается автор, – любовь к Родине.

Композиция

Композиция стихотворения, состоящего из трех четвертей, построена на таком приеме, как сравнение.

В первой строфе показано сравнение лирического героя с облаками: он чувствует возникшее с ними внутреннее родство: они не движутся и не по своей воле, их гонит своенравный ветер. И человек не блуждает по своей воле, несчастный, обреченный скитаться в одиночестве по дороге жизни.

Вторая строфа представляет собой перечень человеческих пороков, которые ненавидит поэт. Он использует риторические вопросы, чтобы показать худшие черты характера, которые люди часто проявляют, не задумываясь о последствиях своих действий.

А третья строфа – это осознание того, что даже облака не понимают страдающего и тоскующего лирического героя – в отличие от него, им чужды все чувства. Концовка особенно горькая: Михаил Юрьевич рассказывает о своем одиночестве и неспособности принимать собственные решения.

Стихотворение написано четырехстопным дактилем с перекрестной рифмой.

Жанр

Это стихотворение относится к жанру элегии. В нем мы видим грустные размышления на философские темы. Лирический герой не только размышляет о том, что он одинок, но и высказывает мысль о раздельности человека и природы. Он показывает противоположности: поэта в изгнании, зависящего от воли короля, и облака, являющиеся частью свободной природы. В тексте прослеживаются и не столь очевидные философские противоречия: тучи холодны – сердце лирического героя наполнено переживаниями, они бесчувственны – он страдает. Люди не способны делать то же, что облака, то есть подняться над внешней суетой. Они не могут сосуществовать с окружающим миром, поэтому не способны достичь гармонии со своим внутренним миром.

Средства выразительности

Поэт наполнил это стихотворение разными дорогами. Поэтому он использовал:

  • Эпитет – “«милый север», «жемчужное ожерелье», «тайная зависть», «ядовитая клевета”.
  • Метафоры – «лазурная степь», «вечные странники”.

    Сравнения – «жемчужная цепочка”.

  • Персонификации – “ты торопишься», «кто гонит тебя», «тебе чужды страсти и тебе чужды страдания», «ты устал от полей”.

Персонификации показывают, с одной стороны, что лирический герой хочет понять природу, с другой — помогают выразить собственные чувства. Через изображение облаков и обращение к ним раскрывается внутренний мир героя, описываются его взгляды и передаются переживания.

Анафора, использованная также Лермонтовым, подчеркивает идею многообразия человеческого зла – причиной изгнания может стать не только преступление, совершенное человеком, но и клевета на друзей.