Анализ стихотворения Ахматовой «Когтистые руки под темной вуалью

Анна Ахматова – не только гениальный поэт, но и исследователь взаимоотношений мужчины и женщины. Герои ее стихов обладают внутренней силой, как и сама поэтесса. Рассматриваемое стихотворение изучается в 11 классе. Приглашаем вас ознакомиться с кратким анализом «Связанных рук под темной вуалью» по плану.

Краткий анализ

Тема стихотворения – разрыв отношений между влюбленными людьми.

Композиция — Произведение условно можно разделить на 2 части: рассказ женщины о том, что она чувствовала, когда увидела, как уходит любимый человек, и лаконичное изображение последних минут расставания. Формально стихотворение состоит из трех четверостиший, постепенно раскрывающих тему.

Жанр: элегия.

Поэтический размер — трехстопный анапест, перекрестная рифма — АБАБ.

Метафоры – «Я наполнила его кислой грустью», «его рот болезненно перекосился»,

Эпитет – «темная вуаль», «ты сегодня бледна».

История создания

Несмотря на то, что на момент создания стихотворения Анна Ахматова уже год была замужем за Николаем Гумилевым, исследователи полагают, что история его создания не была связана с этими отношениями. В стихотворении раскрывается проблема расставания, и пара прожила вместе почти десять лет. Произведение написано в 1911 году, поэтому относится к периоду раннего творчества.

Брак Гумилева и Ахматовой нельзя назвать счастливым, но Анна Андреевна никогда не изменяла мужу, поэтому нельзя предполагать, что за линиями скрывается конкретный мужчина. Скорее всего, это стихотворение и его герой — плод воображения поэта. Кажется, что, изливая свои переживания на бумаге, она готовилась к разлуке, чтобы быть гордой и сильной.

Тема

В центре стихотворения традиционная для любовной литературы проблема разрыва отношений. Ахматова передает его с точки зрения брошенной женщины, которая является лирической героиней. Для раскрытия темы поэтесса представляет лишь несколько сцен из ссоры влюбленных. Ее внимание сосредоточено на деталях: жестах, мимике персонажей.

В первой строке автор говорит о руках, сцепленных под темной вуалью. Жест, на первый взгляд, лаконичный, но на самом деле он говорит о многом. Всего пять слов говорят о том, что женщина страдает, испытывает эмоциональное напряжение и испытывает боль. Однако она не желает раскрывать свои чувства, поэтому прячет руки под фату. Во второй строке появляется неизвестный собеседник, который задается вопросом, почему героиня побледнела. Кстати, бледность также свидетельствует о том, что женщина пережила что-то болезненное. Следующие строки – это рассказ лирической героини о ее несчастье. Они написаны от первого лица.

Женщина признается, что виновата в случившемся: «Я наполнил его кислой грустью». Судя по всему, между влюбленными произошла ссора, в результате которой мужчина серьезно пострадал. Об этом свидетельствует его походка и искривленный от боли рот. Героиня на мгновение забыла о своей гордости и быстро побежала к воротам.

Сцена у ворот теперь ранила ее. Женщина попыталась исправить свою ошибку, назвав ее шуткой, но возлюбленного ей не удалось убедить. Даже вечный спор: «Если ты уйдешь, я умру» не остановил его. Избранник лирической героини, видимо, был так же силен, как и она, так как умел владеть собой, когда надвигалась буря. Его ответ кажется необыкновенно спокойным и холодным. Единственное указание на его настоящие чувства – это тревожное послание в последних словах.

В анализируемом произведении реализуется идея о том, что нужно беречь свои чувства, ведь любое неосторожное слово или глупое действие может разрушить то, что создавалось годами.

Композиция

Произведение А. Ахматовой содержательно разделено на две части: описание «охоты» за любимым человеком после ссоры и воспроизведение последнего разговора перед его отъездом. Стихотворение начинается с краткого вступления, которое подводит читателя к дальнейшим событиям. Прямая речь используется для передачи всех деталей текста. Поэт вводит и второстепенный образ невидимого собеседника.
Это стихотворение является сюжетным: в нем можно выделить все элементы сюжета. Поэтический размер — трехстопный анапест. А. Ахматова использовала перекрестные рифмы АБАБ, мужские и женские рифмы

Жанр

Жанр произведения можно определить как элегию, так как оно имеет грустное настроение. В произведении присутствуют и признаки лирического стихотворения, поскольку в центре — переживания лирической героини. В конце стихотворения темп увеличивается, что не характерно для элегии.

Средства выразительности

Внутреннее состояние лирической героини передано художественными средствами. Они также служат развитию сюжета, представляют оригинальную тему и доносят идею до читателя. В тексте есть несколько метафор: «Я наполнила его кислой грустью», «его рот болезненно скривился». Они придали художественную нотку обычной ссоре. Изображение дополнено эпитетом: «темная пелена», «улыбка спокойная и страшная». В стихотворении не используются сравнения.

Психологическое состояние передается и через интонацию. Ахматова использует вопросительные предложения, в том числе риторические, и висячие синтаксические конструкции. Аллитерация придает акцент некоторым строкам. Например, в первой строфе автор ставит слова с согласными «ж», «з», «с», «ш», «ч»: «Как я мог забыть? Он вышел шатаясь, его рот болезненно перекосился…».