Стихотворение «Ковыль спит. Милая равнина…», написанная С. А. Есениным в 1925 году, стала еще одним криком души поэта, сильно и преданно любящего свою родину. Предлагаем вам краткий анализ «Ковыл спит. Милая равнина» по замыслу. Его можно использовать на уроке литературы в 11 классе при изучении этого произведения.

Краткий анализ

Тема – любви к Родине, историческому прошлому и настоящему России – все это волнует С. Есенина, заставляя его искать ответы на вопросы, оценивать себя и осознавать свою роль в происходящих событиях.

Композиция круговая, автор начинает и заканчивает произведение одной и той же мыслью – он всегда будет любить свою Родину, какое бы будущее ее ни ждало.

Поэтический размер – пишется хореем (двусложный размер с ударением на первый слог), точная и неточная, используются мужская и женская рифмы, метод рифмования – перекрестный АБАБ.

Жанр – лирическое стихотворение, поскольку в каждом стихе заключены самые сокровенные мысли, чувства и переживания лирического героя.

Метафоры — «свинцовая свежесть полыни», «тепло не вольется в мою грудь», «чужая молодость распирает новизной», «давление той новизны”.

Эпитеты – «Свет луны, загадочный и долгий», «золотой сруб”.

Персонификации – «Ковыль спит», «Ивы плачут», «Шепчут тополя”.

Антитеза – «Радость, гнев и страдание, хорошо живется на Руси”.

История создания

В период написания и публикации стихотворения «Fjærgrasset sover. «Дорогая равнина» Есенин начал пересматривать свою прежнюю жизнь. Он размышляет о своей жизни, о судьбе страны, о прошлом и настоящем. Строительство нового государства, глобальные перемены в истории России не могут не отразиться в сердце Есенина, страстно любящего свою страну и привязанного к ней.

Тема

Основная тема произведения – великая неизменная преданность и любовь Есенина к своей стране. На первое место здесь, как и во многих других стихотворениях, выходит идея соединения его с родиной.

В стихотворении есть скрытая нота о переменах, активно происходящих в стране: «И теперь, когда судьба коснулась моей жизни новым светом…”. Но лирический герой и сам Есенин слиты — оба не готовы изменить свое отношение к родине из-за происходящих на ней событий, исторических перемен.

Композиция

Композицию стихотворения можно назвать круговой, поскольку поэт говорит и в начале, и в конце одно и то же: «Никакая другая Родина не изольет моего тепла в мою грудь” и «Дай мне спокойно умереть на моей любимой Родине, люби все!”. Есенин любит свою страну, несмотря ни на что.

Поэт последователен в описании своей изначальной натуры. Сначала он говорит о природе и о том, что никакое другое место не сможет заменить ему Россию. Далее он отмечает, что многим в стране живется трудно.

Перед нами предстают различные образы: луна, спящие деревья и хижины. Все это кажется живым, родным, хотя и незаметно: растения тихо спят, шепчут или плачут, струится таинственный свет.

Стихотворение состоит из шести строф, написанных хореем. Одновременно употребляются несколько видов рифмы: точная (дорогая — другая, полынь — теплая), неточная (судьба — мучимый, угнетенный — любимый), мужская (тополя — поле, судьба — хижина) и женская (светлая — поэт, длинный — кран)). Схема рифмы – перекрестная АБАБ.

Жанр

По жанру произведение представляет собой лирическую поэму, которую также можно отнести к философской поэзии, поскольку поднимает важные проблемы – изменения в жизни людей и общества; и к гражданскому: размышляя о роли поэта, позиции гражданина, о патриотизме; и конечно же пейзажным текстам, так как здесь много описаний родной природы.

Средства выразительности

Выразительные средства, выбранные Сергеем Есениным для стихотворения, удивительно разнообразны.

Среди них есть персонификации, заслуживающие особого внимания: «ковыль спит”, «Ивы плачут», «Шепчут тополя”. Природа для поэта живая, одушевленная. Это еще раз подчеркивает его любовь к Родине.

Он также использует метафоры: «Свинцовая свежесть весенней травы”, «не изолью свой жар в мою грудь”, «чужая молодость кипит новизной”, эпитет: «Свет луны, загадочный и долгий”, «золотой сруб”.

Интересно, что поэт включил в текст прием антитезы, поместив противоположные понятия в одну строфу: «Приспосабливайся, злись и страдай, на Руси жизнь хороша”. Это говорит об осознании существующих проблем, сопереживании людям, но в то же время о фиксированной позиции, невозможности покинуть Родину. Поэт готов умереть, но не оставить ее: «Дай мне спокойно умереть на моей любимой Родине, люби все!”.