Анализ стихотворения Лермонтова «Сон

Стихотворение «Сон» — одно из пророческих произведений, приходящее ко многим поэтам и связанное с их смертью. Краткий анализ «Сна» по замыслу открывает читателям мир поэтических видений и показывает, как именно этот поэтический жанр нашел место в творческом наследии Лермонтова. На уроке литературы в 7 классе его можно использовать для объяснения материала.

Краткий анализ

Тема стихотворения – смерть как конец жизни, загадочный и фатальный.

Композиция – произведение состоит из двух частей. В первом лирический герой видит свою смерть, во втором тот же образ видит в своем видении красивая девушка.

Жанр: лирическое стихотворение.

Поэтический размер – пятистопный ямб.

Эпитеты — «полуденный зной», «желтые вершины», «мертвый сон», «вечер», «молодые жены», «юная душа», «знакомый труп”.

Метафоры — «рана дымилась», «кровь текла по капле», «края камней толпились вокруг», «душа погружалась в печальный сон», «рана почернела”.

История создания

Когда Лермонтов отправился во вторую роковую для него ссылку на Кавказ, его друг Владимир Одоевский подарил ему блокнот и попросил вернуть его, наполненный стихами. Михаил Юрьевич много писал, чтобы выполнить заказ друга, который искренне хотел его подбодрить. В результате в этой тетради оказались почти все стихотворения, относящиеся к последнему периоду творчества поэта, в том числе и «Сон», написанный в 1841 году.

Как и многих писателей, Лермонтова посещали загадочные предсказания о его смерти. Именно им посвящена данная работа. Оно было опубликовано через два года после роковой для него дуэли — в 1843 году в журнале «Отечественные записки”.

Тема

Стихотворение посвящено теме смерти, и автор почти точно описывает собственную смерть. Возможно, он ее искал — всем известно, что Михаил Юрьевич был очень несчастлив в кавказской ссылке и беспокоился о перспективе ухода со службы, ища ссор со многими своими сослуживцами. Но, скорее всего, это стихотворение является проявлением лермонтовского фатализма: поэт считал свою смерть неизбежной и просто подробно предсказал ее. Это основная идея «Мечты”.

Композиция

Композиционно это пятистрофное произведение разделено на две разные части: в первой — две строфы, во второй — три.

Первая часть рисует печальную картину смерти молодого человека, получившего ранение в грудь. Очевидно, это произошло недавно: кровь, вытекающая из раны, еще теплая, она не успела высохнуть или впитаться в землю. Лирический герой видит себя после смерти, одинокого, лежащего посреди песчаной долины, рядом с его телом нет даже убийцы. Герой погрузился в вечный сон и видит прекрасную картину.

С этого изображения начинается вторая часть композиции. На родине о его смерти до сих пор не знают: там вечеринка и молодые девушки радостно рассказывают о лирическом герое. И только один не разделяет общей игровой атмосферы. Она подумала и как будто погрузилась в сон, но на самом деле это было предчувствие: она видит образ того, что действительно произошло. Композиция развивается своеобразно: перед молодой девушкой предстает тело юноши, то есть читатель словно снова «видит» его, но уже другими глазами. Более того, такая композиция не позволяет читателю надеяться, что все закончится хорошо – автор показывает, что неизбежное произошло.
Михаил Юрьевич написал «Сон» пятистопным ямбом, используя перекрестную рифму.

Жанр

Это лирическое стихотворение, отражающее мысли автора о жизни и смерти. Автор описывает несуществующий образ, но как будто все действительно произошло, как будто лирический герой стал свидетелем собственной смерти, которая произойдет очень скоро.

При этом сон, о котором говорит поэт, приобретает и вполне мистический смысл: в первой части это переход лирического героя в иную реальность, во второй — предчувствие, предчувствие.

Средства выразительности

Пути, которыми пользовался Лермонтов, необходимы для того, чтобы создаваемая им картина была яркой и выразительной.

  • Эпитет – “полуденный зной», «желтые вершины», «мертвый сон», «вечеринка», «молодые жены», «юная душа», «знакомый труп”.
  • Метафоры – «рана дымилась», «кровь капала по капле», «каменные края теснились», «душа погружалась в печальный сон», «рана почернела”.

С их помощью создается мрачная картина гибели молодого человека вдали от родины.