Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта

Стихотворение «Смерть поэта» М.Ю. Лермонтова посвящена смерти А.С. Пушкина. В стихотворении Лермонтов выражает сожаление по поводу смерти великого поэта и обвиняет в ней все окружающее светское общество. Полный и краткий анализ «Смерти поэта» по плану можно использовать в качестве подготовки к уроку литературы в 9 классе.

Краткий анализ

Тема – смерть великого поэта.

Композиция написана в форме лирического монолога, сочетающего в себе строфы разного размера и ритма, объединенные общей идеей.

Жанр — Литературоведы по-разному определяют жанр этого произведения: одни определяют его как политическую оду, другие считают, что оно представляет собой соединение элегии и сатиры (эпиграммы), третьи относят его к лирико-эпическому жанру.

Поэтический метр – первая часть – четырехстопный ямб, вторая – многостопный: пятистопный ямб и гекзаметр.

Метафоры — «золотой звон», «завял торжественный венок», «пленит счастье и чины», «взятые из могилы», «печать на устах”.

Эпитет — «свободный смелый дар», «чудесный гений», «кровавый миг», «тупая ревность», «пылающие страсти», «ничтожные клеветники», «пустое сердце», «страшный суд», «черная кровь”.

Метонимия – «со свинцом в груди“.

История создания

Это стихотворение посвящено А.С. Пушкину и его трагической гибели. Оно было написано в январе 1837 года, через несколько дней после того, как Лермонтов узнал о роковой дуэли. Потрясенный трагедией, нелепой смертью великого человека, а также слухами, наполнившими «обе столицы», поэт пишет гневное, трогательное стихотворение, в котором обвиняет общество в утрате бесценного для России поэта.

Оно молниеносно распространяется в высшем свете, переписывается в тысячах экземпляров, передается из уст в уста и доходит до императора Николая I. Полный вариант поэмы представляется царю с приговором о революционной направленности поэмы работа. Лермонтова берут под стражу, а через некоторое время ссылают на Кавказ за «самовольные» стихи.

Популярность молодого поэта на пике, его цитируют, восхищаются, литературные критики видят в нем гения не меньше, чем Пушкин. Жаль, что человек, которому посвящено стихотворение, никогда об этом не узнает. К готовому стихотворению поэт добавил последние 16 строк, узнав, что общество одобряет действия Данте, защищает его, не понимая исторической сути утраты. Стихотворение было впервые опубликовано за границей, в Германии, в 1852 году; на русском языке оно было опубликовано без последних 16 стихов в 1858 году, а полная версия – в 1860 году.

Тема

Основная тема стихотворения – безвременная утрата великого гения, масштабы которой невозможно понять. Поэт восхваляет не только талант, но и доброе сердце, благородство, доверчивость и веру в людей, которыми был известен Пушкин. Посвящённая Дантесу строфа явно упрекает его в дурности и незнании культуры своей неродной России: “Смеясь и смело презирая язык и обычаи чужой страны«.Уехал в Россию “поймать счастье и успех«, мужик с “пустое сердце«Я даже представить себе не мог, с кем он будет драться…”чертов не мог в эту минуту понять, чего он тянется!”.

Трагическая случайность, недостойное поведение по отношению к человеку, который, несмотря на свои слабости, был великим гением, – все это не оправдывает Дантеса. Он не виновник, а лишь инструмент в руках интриганов и завистников. Пушкин не впервые противостоит обществу, ему не чуждо одиночество, но никто не ожидал такой трагедии: слишком высока цена. Лирический герой теряется, он не верит в случившееся, несколько раз повторяет факт смерти, словно пытается поверить в происходящее и принять его. В последней строфе поэт открыто говорит о невозможности справедливого суда и верит в высший неподкупный суд, где убийцы и клеветники понесут полное наказание.

Основная идея заключается в том, что жестокость людей способна совершать чудовищные ошибки, которые, к сожалению, невозможно исправить. Образ Пушкина приравнивается к образу Иисуса Христа, который также невинно пострадал при жизни и был убит. Идея произведения – показать, что великий поэт погиб не только из-за дуэли, но и что в его смерти виновато все общество.

Композиция

Лирический герой ведет монолог, посвященный смерти Пушкина; острый и жесткий взгляд на произошедшее показывает весь масштаб трагедии, которую впоследствии оценят историки. Стихотворение, состоящее из нескольких структурных частей разной рифмы, метра и ритма, пишется в несколько этапов. В первой строфе лирический герой оплакивает смерть товарища-ремесленника; это эмоционально и трогательно. Он не может поверить в случившееся, он подавлен и потерян. Использует разнообразные художественные приемы для достижения цели – донести свое мнение о значении Пушкина в русской литературе.

Следующая строфа затрагивает личность Дантеса, характеризуя его как никчемного, беспринципного человека, о котором даже не стоит упоминать. В следующих строфах, меняя поэтический масштаб, Лермонтов сбивчиво и эмоционально говорит о причинах трагедии, задает вопросы, ответы на которые известны определенному кругу людей… Он раскрывает общество, по вине которого погиб поэт. В последней строфе Лермонтов обращается к убийцам, напоминая о высшем суде, из которого никому не уйти.

Жанр

Литературоведы по-разному определяют жанр этого произведения: одни определяют его как политическую оду, другие считают, что оно представляет собой соединение элегии и сатиры (эпиграммы), третьи относят его к лирико-эпическому жанру.
Первая часть поэмы представляет собой элегию с чертами оды, вторая часть тяготеет к жанру эпиграммы. Стихотворение разнообразно, выделить один жанр довольно сложно. Соединение сатиры и элегии передает душевное состояние поэта, узнавшего страшную новость.

Средства выразительности

Эпитет подчеркивает ораторский монолог Лермонтова: “бесплатный смелый подарок“, «невероятный гений”, «кровавый момент», «тупая ревность», «пылающие страсти», «ничтожные сплетники», «страшный суд», «пустое сердце”, и другие.

Метафоры умело маскируют и ограничивают гнев автора, облекая его в необходимые острые образы: «золотой звон», «увял торжественный венок», «захватив счастье и чины», «взятый из могилы», «на устах его печать”.