Стихотворение «Скрипка и немного нервный» — еще одна смысловая шарада Маяковского, который в ранний период своего творчества увлекался языковыми экспериментами и загадками. Краткий анализ произведения «Скрипка и немного нервничает» по плану, используемому на уроке литературы, поможет учащимся 11 класса лучше понять творчество поэта.
Краткий анализ
Тема стихотворения – непонимание творческой души не только толпой, но и теми людьми, которые находятся рядом, ведь скрипка вызывает удивление не только у простых людей, но и у других участников оркестра.
Состав последовательный; история музыкального инструмента развивается от первой строчки до последней, раскрывая замысел поэта. Сначала задается мотив диссонанса между скрипкой и другими оркестрантами, затем автор показывает, как она плачет, доведенная до истерики и приказывающая заткнуться. И в конце концов оказывается, что понять и защитить ее может только лирический герой.
Жанр: лирическое стихотворение.
Поэтический метр – стихотворение относится к тоническому стихосложению (ударному стиху).
Метафора – «скрипка дергалась, умоляла», «пюпитр стоит и кланяется в ужасе», «оркестр смотрел на кого-то другого”.
Прозвища — «расплакался как ребенок», «кто-то другой смотрел», «меднолицый геликон», «глупая тарелка», «деревянная невеста”.
История создания
Стихотворение написано в 1914 году и основано на опыте посещения одного из ресторанов. Маяковский часто бывал в таких местах — иногда читал там стихи, иногда просто ужинал. И вот, услышав оркестр, где звучание скрипки явно не гармонировало с остальными инструментами, он создал это стихотворение.
Тема
Основная тема произведения – одиночество. Поэт говорит о себе и о каждом человеке, которого недооценивают и не принимают, и выбирает для этого довольно необычный путь. Музыкальные инструменты оркестра олицетворяют разных людей, а скрипка – лирическую героиню, воплощающую переживания самого Маяковского – поэт всегда остро чувствовал свою оторванность от людей.
Стихотворение очень богато в эмоциональном плане, оно остро передает переживания лирического героя и глубину его трагедии: он выступает перед толпой, а его окружают не другие писатели, а бездушные люди. И все же он продолжает надеяться, что однажды появится человек, который его поймет и примет.
Композиция
Как и в большинстве произведений поэта, особенно ранних, здесь, несмотря на экспериментальность формы и эмоциональный взрыв, легко прослеживается последовательно развивающаяся композиция, когда мысль об одиночестве появляется уже в первых строках, ситуация накаляется, когда наступает кульминация, и тогда появляется поэт и «спасает» ситуацию, несмотря на то, что над ним смеются. Для ранних стихов Маяковского характерно представление о человеке, желающем все понять и услышать.
Жанр
Это лирическое стихотворение, выражающее чувства героя через предметы, которым он придает характер и особенности поведения людей. Экспериментальные тонизирующие стихи также играют большую роль в создании настроения. Маяковский использует новую форму — ритмичную за счет логических ударений, но в то же время не похожую на классическую конструкцию. Таким образом он расширяет возможности стиха и помогает ему звучать по-новому.
Выразительные средства
Чтобы передать всю глубину душевного отчаяния человека, чувствующего себя настолько ненужным, что никто не готов истерически плакать перед толпой, Маяковский использует следующие художественные средства:
- Метафора –
«скрипка дергалась, умоляла», «музыка стоит и кланяется в ужасе”
, “оркестр выглядел странно
“. - Эпитет –
расплакалась, как ребенок», «Кто-то другой смотрел», «Геликон с медным лицом», «Глупая тарелка», «Деревянная невеста”
.
Не менее важное значение для создания содержания произведения имеют авторские неологизмы – «оригинальные слова», которые так часто использует автор. В стихотворении «Скрипка и немного нервный» Маяковский следует правилам футуризма, создавая произведение новаторское во всех отношениях, от лексики и формы до содержания и поэтики.
Комментирование закрыто