Обладая, как и многие талантливые поэты, даром предвидения, Николай Гумилев посвятил этой способности стихотворение, которое назвал «Шестое чувство». Краткий анализ «Шестого чувства» по плану покажет ученикам 11 класса, какие мысли вложил поэт в произведение и какие средства помогли ему реализовать свой художественный замысел. На уроке литературы этот анализ может использоваться как основной или дополнительный материал.
Краткий анализ
История создания – стихотворение было написано в 1920 году, а впервые опубликовано в следующем, 1921 году. Оно вошло в сборник «Огненный столп”.
Тема стихотворения – особое чувство, необходимое как простому человеку, так и художнику (писателю, творцу) для понимания мира и выражения его красоты.
Композиция – это стихотворение из шести строф разделено на три части, которые связаны общей идеей.
Жанр: философская элегия.
Поэтический размер — пятистопный ямб; перекрестная рифма..
Эпитет — «вино любви», «добрый хлеб», «розовый рассвет», «холодное небо», «неземной покой», «бессмертные стихи», «таинственное желание», «гладкое существо”.
Метафоры – «под скальпелем природы и искусства», «дух кричит, плоть изнемогает», «миг бежит беспрепятственно”.
Сравнение — «как мальчик смотрит”.
История создания
Стихотворение «Шестое чувство» было написано Гумилевым в 1920 году, за год до его казни большевиками. Но в нем нет никакой тайны или пророчества, в нем есть размышления о том, что такое это особое, шестое чувство, которым должен обладать человек, и какова его природа.
Произведение опубликовано в последнем прижизненном сборнике Гумилева «Огненный столп» (1921).
Тема
Как любого творческого человека, Николая Степановича всегда волновала тема восприятия красоты. В этом стихотворении он выражает мысль о том, что у человека развита определенная способность, которая помогает ему видеть и осознавать красоту мира. И хотя люди не всегда понимают его природу, глупо и бессмысленно отрицать существование такого чувства.
Композиция
Трехчастная композиция этого стихотворения имеет классическую структуру: начало, основная мысль и заключение. В первой части (первой строфе) поэт говорит, что человеку легко оценить простые и понятные вещи – хороший хлеб, хорошее вино, красоту женщины.
Вторая часть раскрывает смысл стихотворения: автор утверждает, что есть вещи, которые невозможно познать с помощью обычных пяти чувств. В этом красота мира, непостоянство времени. Он сравнивает их чувства с чувствами ребенка, который смотрит на купающихся обнаженных девушек и испытывает похоть, не понимая ее природы. Гумилев рисует метафорическую картину доисторического существа, рожденного ползать, ощущающего вырастание еще не существовавших крыльев. Это начало длительного процесса одухотворения.
И в последней части — это последняя строфа — говорится, что человек подобен такому существу: в боли он рождает орган, который поможет ему не только пользоваться простыми, бытовыми предметами, но воспринимать и творить красота. В этом основной смысл финала.
Жанр
Поэт создал изысканный образец философской поэзии, основанный на древних диалогах Платона о природе красоты. Жанр – элегия. Стихотворение написано пятистопным ямбом. Пиррихис, используемый автором, облекает сложную по своей природе мысль в сравнительно простую, почти бытовую форму.
Средства выразительности
Чтобы следовать заветам акмеизма, точнее передать основную мысль, Гумилев наполнил стихотворение тропами, метафорически соотносящими сложные философские понятия с простыми предметами и вещами.
- Эпитет –
«вино в любви», «добрый хлеб», «розовый рассвет», «холодное небо», «неземной покой», «бессмертные стихи», «таинственное желание», «гладкое существо”
. - Метафоры –
«под скальпелем природы и искусства», «дух кричит, плоть изнемогает», «миг бежит неудержимо”
. - Сравнение –
«как мальчик, смотрю”
.
Комментирование закрыто