Обладая, как и многие талантливые поэты, даром предвидения, Николай Гумилев посвятил этой способности стихотворение, которое назвал «Шестое чувство». Краткий анализ «Шестого чувства» по плану покажет ученикам 11 класса, какие мысли вложил поэт в произведение и какие средства помогли ему реализовать свой художественный замысел. На уроке литературы этот анализ может использоваться как основной или дополнительный материал.

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано в 1920 году, а впервые опубликовано в следующем, 1921 году. Оно вошло в сборник «Огненный столп”.

Тема стихотворения – особое чувство, необходимое как простому человеку, так и художнику (писателю, творцу) для понимания мира и выражения его красоты.

Композиция – это стихотворение из шести строф разделено на три части, которые связаны общей идеей.

Жанр: философская элегия.

Поэтический размер — пятистопный ямб; перекрестная рифма..

Эпитет — «вино любви», «добрый хлеб», «розовый рассвет», «холодное небо», «неземной покой», «бессмертные стихи», «таинственное желание», «гладкое существо”.

Метафоры – «под скальпелем природы и искусства», «дух кричит, плоть изнемогает», «миг бежит беспрепятственно”.

Сравнение — «как мальчик смотрит”.

История создания

Стихотворение «Шестое чувство» было написано Гумилевым в 1920 году, за год до его казни большевиками. Но в нем нет никакой тайны или пророчества, в нем есть размышления о том, что такое это особое, шестое чувство, которым должен обладать человек, и какова его природа.

Произведение опубликовано в последнем прижизненном сборнике Гумилева «Огненный столп» (1921).

Тема

Как любого творческого человека, Николая Степановича всегда волновала тема восприятия красоты. В этом стихотворении он выражает мысль о том, что у человека развита определенная способность, которая помогает ему видеть и осознавать красоту мира. И хотя люди не всегда понимают его природу, глупо и бессмысленно отрицать существование такого чувства.

Композиция

Трехчастная композиция этого стихотворения имеет классическую структуру: начало, основная мысль и заключение. В первой части (первой строфе) поэт говорит, что человеку легко оценить простые и понятные вещи – хороший хлеб, хорошее вино, красоту женщины.

Вторая часть раскрывает смысл стихотворения: автор утверждает, что есть вещи, которые невозможно познать с помощью обычных пяти чувств. В этом красота мира, непостоянство времени. Он сравнивает их чувства с чувствами ребенка, который смотрит на купающихся обнаженных девушек и испытывает похоть, не понимая ее природы. Гумилев рисует метафорическую картину доисторического существа, рожденного ползать, ощущающего вырастание еще не существовавших крыльев. Это начало длительного процесса одухотворения.

И в последней части — это последняя строфа — говорится, что человек подобен такому существу: в боли он рождает орган, который поможет ему не только пользоваться простыми, бытовыми предметами, но воспринимать и творить красота. В этом основной смысл финала.

Жанр

Поэт создал изысканный образец философской поэзии, основанный на древних диалогах Платона о природе красоты. Жанр – элегия. Стихотворение написано пятистопным ямбом. Пиррихис, используемый автором, облекает сложную по своей природе мысль в сравнительно простую, почти бытовую форму.

Средства выразительности

Чтобы следовать заветам акмеизма, точнее передать основную мысль, Гумилев наполнил стихотворение тропами, метафорически соотносящими сложные философские понятия с простыми предметами и вещами.

  • Эпитет – «вино в любви», «добрый хлеб», «розовый рассвет», «холодное небо», «неземной покой», «бессмертные стихи», «таинственное желание», «гладкое существо”.
  • Метафоры – «под скальпелем природы и искусства», «дух кричит, плоть изнемогает», «миг бежит неудержимо”.
  • Сравнение – «как мальчик, смотрю”.