Анализ стихотворения Фета «Шепот, робкое дыхание

Стихотворение «Шепот, робкое дыхание» было продиктовано автору самой любовью. В стихотворении сочетаются любовная и пейзажная лирика. Предлагаем вам узнать больше о произведении, прочитав небольшой анализ «Шепот, тревожное дыхание!» по плану, который будет особенно полезен ученикам 10 класса.

Краткий анализ

Тема стихотворения – любовные приключения, свидание в ночной тишине.

Композиция – Анализируемое стихотворение условно разделено на пейзажные зарисовки и описание нежности между влюбленными. А. Фет не разделяет эти сцены, а тесно переплетает их между собой.

Жанр: лирическое стихотворение.

Стихотворный размер — трех- и четырехстопный хореи, перекрестная рифма АБАБ.

Метафоры – «серебро ручья», «пурпур роз в дымных облаках, отблеск янтаря».

Эпитет – «ночник», «сонный ручей», «волшебные перемены», «милый лик», «дымчатые облака».

История создания

История его создания связана с любовью поэта к Марии Лазич. С девушкой А. Фет познакомился летом 1848 года, когда служил на границе Херсонской и Киевской губерний. Молодого человека часто приглашали на балы. На одном из них он увидел высокого, стройного брюнета со смуглой кожей. Симпатия между молодыми людьми возникла с первого взгляда и вскоре переросла в серьезные отношения. Для Фета Мария стала не только родственницей, но и вдохновителем.

Поэт собирался жениться на девушке, но из-за финансовых проблем влюбленные были вынуждены расстаться. Вскоре после расставания М. Лазич умер. До сих пор неизвестно, был ли это несчастный случай или самоубийство. До конца своих дней Фет сожалел, что не создал семью с Лазичем. Мэри — та, кому присвоено не только анализируемое стихотворение; поэт писал ей строки до самой смерти.

Работа «Шепот, робкое дыхание» создана в 1850 году, когда молодые люди еще находились в отношениях. В том же году Мария умерла.

Тема

В центре стихотворения – темы любви и любовного свидания. Они традиционны для интимных текстов отечественной и мировой литературы. Заявленная тема раскрывается не только через описания внутреннего состояния влюбленных, но поэт переплетает их с элементами пейзажа.

Лирический герой практически не появляется, но страстное и нежное описание любовной сцены говорит о том, что перед нами огненная натура. В первых строках А. Фет описывает чарующие звуки любви: «шепот, тревожное дыхание». Разговор двух родственных душ дополняет «трель соловья». Соловей – символ чистоты и любви, поэтому не зря автор упоминает эту птицу. Описание сонного ручья, ритмично колышущегося в воде, придает описанию вялость и нежность.

Во второй строфе тема любви выступает более выразительно. Лирический герой приближает читателя, позволяя ему увидеть, как он меняется «милое личико». В третьей строфе чувства еще больше нарастают, страсть между влюбленными накаляется. Поэт говорит о поцелуях, смешанных со слезами. Почему они предстают перед глазами счастливых влюбленных? Фет считал, что именно слезы показывают высший накал страсти.

Композиция

Композиция произведения на первый взгляд кажется простой. Стихотворение разделено всего на три четверостишия. Однако в трех четвертях автору удалось соединить элементы пейзажа и любовной лирики; В содержании стихотворения условно можно выделить два компонента.

Поэтический размер – трех- и четырехстопный хорей. В тексте используются перекрестные рифмы ABAB, мужские и женские рифмы.

Жанр

Жанр произведения – лирическое стихотворение, так как лишено сюжета и очень сильного эмоционального начала. И высшая интенсивность эмоции — это слезы, так же как в природе вершина — рассвет. И рассвет, рассвет!

Средства выразительности

Особенностью анализируемого стихотворения является отсутствие глаголов. Этот прием позволяет замедлить события, придать им вкус покоя, тишины и любви ночи. Такая «ограниченность» в наборе слов не мешает автору создавать оригинальные художественные средства раскрытия темы и воссоздания чувств влюбленных. Языковые приемы в этом стихотворении просты, так как состоят как минимум из двух-трех слов.

В каждую строфу поэт вплетает метафору: «тени без конца», «в дымных облаках пурпур розы, отблеск янтаря». Нежность и страсть передаются с помощью эпитетов: «сонный ручей», «волшебные перемены», «милое личико», «дымчатые облака».

Интонация первых двух строф ровная, только в последней строфе она возрастает, а последняя строка взрывается восклицанием. Этот интонационный рисунок гармонично дополняет содержание. Аллитерация сонорных «м», «н», «р», «л» придает стихотворению плавность. В последней строфе автор использует несколько слов с согласной «р», отражающих накал чувств между влюбленными.