«Ты моя Шаганэ, Шаганэ» – необычное стихотворение Сергея Есенина, в котором переплетаются мотивы симпатии к женщине и любви к Родине. Стихотворение посвящено молодой армянке, с которой Есенин сблизился во время пребывания в Батуми. С работой учащиеся знакомятся в 11 классе. Предлагаем вам узнать больше, прочитав краткий анализ «Ты мой Шаганэ, Шаганэ» по плану.
Краткий анализ
Тема стихотворения – сочувствие женщине, любовь к Родине.
Композиция — Стихотворение представляет собой монологическое обращение к Шагане, которое можно разделить на две части: нежные слова, обращенные к Шагане, и воспоминания о Родине. Формально стихотворение состоит из пяти пяти строк. Отличительной особенностью формы является повторение ключевых строк, обрамляющих строфы.
Жанр: любовное письмо.
Поэтический размер — триметр анапест, рифма — круговая АББА и параллельная ААВВ.
Метафоры – «Я готов рассказать тебе поле», «Я взял этот волос из выводка», «только не отнимай во мне память».
Эпитет – «красивый Шираз», «волнистая рожь».
История создания
История создания произведения связана с поездкой поэта на Кавказ. Некоторое время ученые не могли решить, кому посвящено столь нежное творение. Высказывались предположения, что женщина, к которой обращается лирический герой стихотворения, — вымышленный персонаж. В конце 1950-х годов В. Белоусову удалось найти загадочного Шагане. Ею оказалась молодая учительница армянского языка из города Батуми. Исследователь попросил женщину рассказать о своих отношениях с Сергеем Александровичем, и она рассказала много интересных фактов.
Встреча Есенина и Шагане Тальян произошла случайно. Женщина возвращалась с работы домой и увидела на улице красивого молодого человека; он был русским поэтом. Судя по всему, незнакомец мужчине сразу понравился, и он разыскал Шагане, чтобы познакомиться с ним. Между молодыми людьми возникла симпатия. Они часто ходили. Во время одной из встреч Есенин подарил женщине стихотворение «Ты моя Шаганэ, Шаганэ», после чего написал для нее несколько произведений.
Теплым отношениям не суждено было перерасти во что-то большее. Поэту предстояло вскоре вернуться домой. На прощание он сказал женщине, что никогда ее не забудет. В этот момент связь между ними оборвалась.
Тема
В анализируемом произведении С. Есенин развивает мотивы, распространенные в русской и мировой литературе. Он сплетает две, казалось бы, разные темы в единое целое. Стихотворение написано от первого лица, поэтому лирический герой максимально приближен к автору.
В первой строфе лирический герой ласково обращается к женщине. На то, что читатель не чужой, указывает местоимение «мой
«Герой предается воспоминаниям о родине и готов поделиться ими с близким его сердцу человеком. Лирический герой может многое рассказать о своей родине: «Я готов рассказать тебе поле
».
Во второй строфе передается мысль, что страна отца всегда милее, даже если чужая страна красивее. Лирический герой сравнивает Шираз и Рязанскую равнину. Свои чувства к Родине он объясняет просто: «Потому что я с севера, что ли»
. Мужчина считает, что внешность ему дала его изначальная природа, поэтому говорит, что локоны достались ему от ржи.
Понятно, что что-то гложет сердце героя, так как он просит Шагане не тревожить его воспоминания, в частности, он не хочет думать «про волнистую рожь под луной
В последней строфе мы узнаем, что является причиной страданий героя. Он оставил девушку на родине, и теперь надеется, что она его помнит. Эта девушка очень похожа на Шагане, вероятно, поэтому у нее возникла любовь к чужому красота.
Композиция
Во время чтения обращает на себя внимание кольцевая композиция стихотворения. Стихотворения разделены на строфы, которые автор обрамляет повторяющимися строками. Повторение подчеркивает центральные идеи. Припевы приближают ритм стихотворения к ритму песни. По смыслу стих можно разделить на две части: нежное обращение к Шагане и воспоминания о родине и любимом человеке.
Поэтический размер — трехстопный анапест. С. Есенин использует два типа рифмы – параллельную ААВВ и кольцевую. В стихотворениях присутствуют как мужские, так и женские рифмы.
Жанр
Жанр произведения – любовное письмо, поскольку автор обращается к своей возлюбленной Шагане с оттенком грусти, рассказывает о своей родине и предается воспоминаниям.
Средства выразительности
Для раскрытия темы и реализации идеи автор использует художественные средства. Они помогают создать образ лирического героя и передать его переживания.
Метафора играет в тексте главную роль: «Я готов рассказать тебе поле», «Я взял этот волос из выводка», «Только не сотри во мне память».
С ее помощью автор реализует идею. Изображение дополнено эпитетом: «красивый Шираз», «волнистая рожь». Сравнение:
«Луна там в сто раз больше»,.
В некоторых строфах автор играет интонацией, чтобы сделать чувства лирического героя более выразительными.
Комментирование закрыто