Анализ стихотворения Лермонтова «Родина

Стихотворение Лермонтова «Родина» выражает любовь к русскому народу и природе, передает глубокий личный патриотизм. Произведение относится к позднему периоду творчества поэта, для которого характерны философские размышления. Полный и краткий анализ «Родины» по плану поможет вам подготовить урок литературы в 9 классе.

Краткий анализ

Тема – любовь к Родине, настоящий патриотизм.

Композиция представляет собой две строфы разной длины, в которых содержатся философские размышления и признание в любви к Родине.

Жанр: элегия.

Стихотворный размер ямба — гекзаметровый, а при перекрестной рифме переходит в пятистопный и четырёхстопный (в произведении использованы как куплетный, так и кольцевой рифмованный приёмы). Преобладают женские рифмы.

Метафоры — «слава, купленная кровью», «холодная тишина в степях», «бескрайние колышущиеся леса», «пара берез“.

Эпитет — «мрачная древность», «дорогие легенды», «радостные сны», «холодная тишина», «грустные деревни», «бескрайние леса», «вечер росы”.

Сравнение таково: «Потоки рек его подобны морю”.

История создания

В 1841 году Лермонтов вернулся с Кавказа в отпуск, чтобы решить вопрос об отставке и заняться литературным творчеством. Длительное отсутствие на родине сыграло свою роль, вдохновив поэта на написание красивейшего стихотворения – признания в любви. Простая русская красота природы настолько контрастировала с кавказскими горами, что поэт создал прекрасные строки, проникновенные и искренние.

Оно было написано 13 марта и первоначально называлось «Федреланд», но при публикации название было решено заменить на «Родина» (оно лишено социального пафоса, более мягкое и мелодичное, что соответствует пониманию патриотизма, пронизывающему Стихотворение). Тоска по родине, осознание ее ценности и близости звучат основным мотивом стихотворения. В стихотворении сочетаются как реальные пейзажи, так и отдельные зарисовки природы, взятые поэтом из воспоминаний и впечатлений другого периода.

Тема

Тема любви к Родине, пейзажу и патриотизму глубокая, народная, личностная, практически лишенная государственной и гражданской составляющей. Следы есть лишь в начале стихотворения, затем образы повседневной жизни и родных пейзажей оттесняются пафосом и торжественным тоном.

Любовь Лермонтова очень личная и искренняя; он любит свет в окнах дачных домиков, запах костров, соломенные избы и березы вдоль дороги. Автор характеризует свою любовь как «странный”, потому что он сам не понимает ее корней и причин, но сильное всепоглощающее чувство просвечивает в каждой строке стихотворения. Только чистый ум, большой талант мог написать такое. У Лермонтова нет любви к светской жизни, он устал от нее «обещания” светское общество, интриги, богослужения, слухи, бессмысленность дворянского существования и пустая российская действительность.

Основная мысль стихотворения – любовь к Родине – сильное, непостижимое чувство, данное свыше. Идея стихотворения – раскрыть сущность человека – патриота (сам автор), преданно любящего свою Родину, привязанного к ней всей душой. Лирический герой преподносит свое чувство как нечто личное: именно так сильно и самоотверженно любят любимого человека, несмотря на его недостатки.

Композиция

Первая смысловая часть стихотворения – строфа – состоит из 6 стихов. Они носят философский характер и четко определяют отсутствие связи связи лирического героя с историей страны, ее славой и героизмом. Он любит свою родину, не страну, не за что-нибудь, а вопреки всему, что она сделала с поэтом. Вторая строфа – 20 строк – является признанием лирического героя в истинной сыновней любви к своей Родине. Своеобразная смысловая антитеза выражена выбором лексики: в начале стихотворения — возвышенно-торжественной, а во второй строфе — простой, бытовой, с житейскими описаниями.

Жанр

Стихотворение написано в жанре элегии, так как представляет собой грустное размышление на философские темы. В первой строфе автор приводит три негатива, которые могли бы стать поводом для любви к Родине, но не стали. Вторая строфа представляет собой чистое признание в любви с прекрасным и очень оригинальным в своей простоте описанием родных пейзажей: нет ни доказательств, ни причин, только он сам «факты о любви”. В стихотворении сочетаются ямб 6- и 5-стопный, иногда переходящий в более традиционный для автора четырехстопный.

Средства выразительности

В своей исповеди автор использует яркие образные эпитеты: «мрачная древность», «заветные легенды», «радостные сны», «холодная тишина», «грустные деревни», «бескрайние леса», «вечер росы”.

Метафоры: «слава, купленная кровью», «холодная тишина в степях», «бескрайние колышущиеся леса», «пара берез“.

Сравнение: «Потоки рек его подобны морю”.

Анафора в первой строфе делает мысли лирического героя эмоциональными и возвышенными: «Ни честь, купленная кровью, ни мир, полный гордого доверия, ни милые предания темной древности…”. Анафора во второй строфе придает стихотворению песенность и изящность: «Холодная тишина степей, ее бескрайние колышущиеся леса…”.

Восклицание, являющееся первым стихом произведения, выражает его центральную идею: «Я люблю свое отечество, но странной любовью!”