Анализ стихотворения Лермонтова «Мы расстались, но твой портрет

В произведениях Михаила Юрьевича Лермонтова гармонично сочетаются философские, гражданские и любовные мотивы. Особого внимания заслуживает любовная лирика поэта, к которой относится стихотворение «Мы расстались, но твой портрет…». Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Мы расстались, но твой портрет…» по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку литературы.

Краткий анализ

Тема стихотворения – неугасающая любовь к любимому человеку.

Композиция – Стихотворение состоит из двух частей, по одной строфе в каждой. Первая часть — признание лирического героя в любви девушке, портрет которой он носит на груди, вторая часть — герой пытается забыть прежнюю любовь, но новые страсти не наполняют его душу радостью и светом.

Жанр – Лирическая поэма.

Поэтический размер – четырехстопный ямб с мужской рифмой. Перекрестная рифма.

Метафоры — «портрет.. радует душу».

Эпитеты – «побежденный идол», «заброшенный храм», «новые страсти».

Сравнения – «побежденный идол – всебог», «как бледное привидение».

История создания

За свою короткую жизнь у Михаила Юрьевича было несколько серьезных романов. Самыми долгими и болезненными отношениями для поэта оказались его непростые отношения с Екатериной Сушковой.

Их знакомство произошло в нежном возрасте, когда Лермонтову едва исполнилось 15 лет. Через несколько дней он признался Сушковой в любви, на что она ответила лишь насмешками. Это не остановило молодого поэта, который засыпал возлюбленную поэтическими признаниями в своих чувствах.

Однако судьба разлучила молодых людей, и их встреча состоялась лишь через пять лет в Москве. Екатерина призналась, что все это время она бережно хранила стихи влюбленного в нее Лермонтова и даже процитировала несколько строк из произведения «Я не люблю вас; страсти…».

В 1837 году на основе своего юношеского признания в любви поэт написал совершенно новое стихотворение — «Мы расстались, но твой портрет…», опубликованное в 1840 году в сборнике «Дикт».

Лермонтов так и не смог преодолеть болезненное влечение к Сушковой и до последних дней жизни носил медальон с портретом возлюбленной вместе с нательным крестом.

Тема

Центральная тема произведения – сила любви, неподвластная ни времени, ни обстоятельствам. Поэт утверждает, что настоящие, искренние чувства, данные человеку самой судьбой, навсегда остаются в душе, а воспоминания о них освещают жизнь светом и радостью.

Лирический герой признается, что не может забыть прежнюю любовь, несмотря на новые увлечения. Он бережно держит медальон с портретом возлюбленной, к которой раньше испытывал такие сильные чувства. Однако он подчеркивает, что влюблен не в нынешнюю светскую красавицу, а в молодую девушку, много лет назад покорившую его пылкое юношеское сердце.

Поэт бережно хранит память о светлых чувствах, которые он испытал в юности. Былая страсть давно ушла, как дым, но остались воспоминания о той любви, которая продолжает согревать душу тихим, мерцающим светом.

Композиция

Композиционно стихотворение разделено на две части, по одной строфе в каждой. Обе строфы представляют собой сложные пояснительные предложения, в которых писатель сначала высказывает утверждение, а затем дает к нему объяснение.

В первой части происходит раскол чувств лирического героя. Отношения с возлюбленной закончились, но он не может ее отпустить и продолжает носить ее портрет на груди.

Во второй части возникает конфликт между прежней любовью лирического героя и его новыми пассиями, не способными доставить истинной радости его душе.

Жанр

По жанру произведение «Мы расстались, но твой портрет…» является лирическим стихотворением, так как отражает всю глубину душевной боли лирического героя.

Поэтический размер — четырехстопный ямб, в котором используется мужская рифма, перекрестная рифма.

Средства выразительности

Художественные средства выразительности помогают автору подчеркнуть всю силу любовных переживаний. Среди них метафоры («портрет. радует мою душу«), эпитет («побежденный идол», «храм заброшенный», «новые страсти«), сравнения («побежденный идол — весь бог», «как бледный призрак»).