Гавриил Романович Державин занимал высокий государственный пост и не изменил своему призванию поэта. К позднему периоду его творчества относится короткое стихотворение «К птице», где всего в четырех строках была затронута глубокая и сложная тема. Предлагаем краткий анализ «О птице», который будет полезен при анализе произведения и подготовке урока литературы в 7 классе.
Краткий анализ
Тема стихотворения – Центральная тема произведения – свобода в творчестве, как и в других сферах жизни.
Композиция — Произведение состоит из четырех строк (строфы), которые содержат глубокий философский смысл.
Жанр – Эпиграмма.
Поэтический размер – четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой.
Эпитет – «вокалист».
История создания
Точная дата написания стихотворения «О птице» неизвестна (вероятно, 1792–1793). Оно было опубликовано значительно позже — в 1827 году, а затем — в посмертных сборниках Г. Р. Державина.
Написанию четверостишия способствовали следующие события. Императрица Екатерина II была настолько впечатлена поэтическим мастерством Державина, посвятившего ей оду «Фелица», что захотела наградить талантливого поэта как можно щедрее. Помимо дорогих подарков, она приблизила его ко двору, назначив своим секретарем суда.
Императрица, польщенная хвалебными одами в ее адрес, неоднократно намекала поэту, что не прочь еще раз послушать посвященные ей стихи. Давление со стороны императрицы осложнялось завистью других дворян, частыми заговорами, интригами и интригами.
Державин, прежде идеализировавший монархию и царский престол, был разочарован. Оказавшись в стальной хватке королевской милости, он почувствовал себя пойманной птицей. Так родилось четверостишие «О птице», полное горькой сатиры».
Тема
В небольшом произведении, состоящем всего из четырех строк, затронута глобальная тема – свобода творчества. Часто писатели вынуждены говорить и писать совсем не то, чего просит их душа. Вынужденные работать по приказу, писатели и поэты неизбежно растрачивают свой талант; их произведения не вызывают отклика, оставляя читателей равнодушными.
В основе этого стихотворения лежит аллегория: образ птицы соответствует образу поэта, художника, чья творческая деятельность ограничена рамками власти или цензуры.
Основная идея работы – дать возможность творческому человеку работать свободно, без ограничений. Ведь только в этом случае можно создать настоящий шедевр. Талант не выдерживает даже малейшего давления: однажды «заблокирован в»
, он не горит ясным пламенем, а тихо тлеет, а потом и вовсе исчезает, не успев достичь всего, на что был способен.
Композиция
Произведение небольшое и состоит из одной строфы. Но даже в эти четыре строки автор сумел вложить глубокий философский смысл. Поначалу стихотворение производит впечатление легкомысленной забавы: дети ради развлечения поймали птицу.
Однако вскоре выясняется, что маленькая птичка, зажатая за руку, не может петь так, как на свободе. В условиях жесточайшего давления красивая песня не может родиться, только жалкий писк. Эта позиция беззащитного существа вызывает чувство сопереживания.
Жанр
Произведение написано в жанре эпиграммы – короткого сатирического стихотворения, призванного высмеять кого-то или что-то.
Размер стихотворения – четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой.
Средства выразительности
Поскольку произведение Гавриила Романовича небольшое по объему, в нем мало выразительных средств. Основным художественным приемом, использованным автором, является аллегория. В пойманной, испуганной птице можно различить образ самого поэта, вынужденного жить и творить под гнетом.
В произведении сразу бросается в глаза легко узнаваемый стиль Державина. Поэт использует архаичные формы слов (эпитет «громкий
» существительное с устаревшим окончанием «вместо свиста”).
Для повышения образности и художественной выразительности речи автор использует аллитерацию – повторение одинаковых согласных звуков. В данном случае глухой звук «р» и сочетание глухих звуков [пт]; встречается настолько часто, что воспринимается как презренное «пф».
Комментирование закрыто