М. Ю. Стихотворение Лермонтова «Прощай, немытая Россия» отражает острые общественно-политические взгляды автора. Написанное незадолго до поездки на Кавказ в 1840 году, оно стало своеобразным предсказанием скорой смерти поэта. Полный и краткий анализ «Прощай, немытая Россия» по плану будет полезен на уроках литературы в 9 классе.

Краткий анализ

Тема – неприятие общества и политики царской России.

Композиция – 2 четверостишия, построенных на антитезе.

Жанр – лирическая поэма с чертами политической эпиграммы.

Размер стихотворения – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры – «земля рабов, земля господ», «Кавказская стена», «паши”.

Эпитеты – «немытая Россия», «верный народ», «всевидящее око», «всеслышащие уши”.

Синекдоха – «синие мундиры”.

Гипербола – «всевидящее око», «всеслышащие уши”.

История создания

Стихотворение было написано в 1841 году перед ссылкой поэта на Кавказ. Личная жизнь его снова была неспокойной, служение не приносило радости, а творческая свобода была практически ограничена. После очередной дуэли с участием Лермонтова он был арестован на основании слухов, и был издан указ о ссылке поэта на Кавказ (война там длилась около полувека) «на первой линии атаки”. Фактически это был смертный приговор, и Лермонтов это понимал; недаром его стихотворение начинается со слова «До свидания..”. Именно так поступали в царской России с нежелательными людьми, которые мешали режиму, но были слишком яркими личностями, чтобы их можно было признать невиновными. Зимой 1841 года поэт написал гневное стихотворение, а летом того же года умер.

Тема

Неприятие социальных устоев и политического режима в России. Обида и одиночество человека, не признанного своей страной, ненужного для нее. Неспособность жить в условиях слежки, отстранений, злобы и произвола. Это единственное стихотворение, в котором Лермонтов так открыто осуждал Россию, ставшую безликой, холопской, угнетённой страной. Он четко разграничил тех, кто управляет “синие мундиры», «паши” и кто задумывается “преданные им люди«. Как человек с тяжелым характером, резкий и язвительный, Лермонтов практически не имел друзей, не пользовался уважением в «дворянском» обществе, и за ним следовала слава неуравновешенного, злого человека. Это способствовало возникновению у него чувства отчужденности по отношению к балы и светские мероприятия, его не интересовали пышные приемы, на которых он часто вступал в конфликты и бросал колкости в адрес присутствующих.

Идея в том, что поэт не приемлет холопского мышления и образа жизни дворянства, вездесущего контроля жандармерии, одинаково нелюбимой гражданскими лицами и военными. Поэт презирал их способы управления и влияния на думающих людей, как и сам царь. Искренняя любовь к России как к матери, к ее природе, красоте и обычаям – вот что ценил Лермонтов. До конца жизни он был ярым патриотом, несмотря на отношения с властями.

Лирический герой стихотворения печален и разочарован, он потерян и подавлен. Сравнение звучит как явное противоречие “немытый«Россия и гордый, свободный Кавказ. Родина заслуживает такого обидного эпитета, потому что она погрязла во лжи, церемониальном поклонении, осуждении и рабстве.

Композиция

Небольшое произведение – всего два четверостишия – вместило в себя целую эпоху и особенности общества XIX века. В первой строфе поэт прощается со всем, что его тяготит, в этих строках чувствуется боль и разочарование. Во второй строфе лирический герой выражает смутную надежду найти свое место «за стеной на Кавказе«, где нет отвратительного мировоззрения и устоев, свойственных Москве и Петербургу (“всевидящие глаза и всеслышащие уши«). Ощущение присутствия лирического героя весьма существенно благодаря формам глаголов, которые использует автор, и эмоциональной субъективности второй строфы.

Размер стихотворения: четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Жанр

Это лирическое стихотворение, затрагивающее тему человека и толпы, неприятия пороков современного общества. Оно отражает мысли и чувства лирического героя, очень эмоционально. В произведении также есть отрывки из эпиграммы; оно высмеивает живых “всевидящий и всеслышащийрежима, рабское сознание людей, их недостатки. Как эпиграмма, она адресована конкретному адресату, даже нескольким “униформа», «люди», «немытые«Родина». С. Наровчатов назвал стихотворение «эпитафией всей николаевской России”.

Средства выразительности

Незабываемые эпитеты автора, делающие стихи произведения непревзойденными «лермонтовскими”: «немытая Россия», «верный народ», «всевидящее око», «всеслышащие уши”. Последние две фразы также являются тонкими сатирическими гиперболами.

Синекдоха «синие пальто” используется вместо выражения слова «жандарм”.

Метафоры – “земля рабов, земля господ», «Кавказская стена», «паши”.