Стихотворение «Пророк» М.Ю. Лермонтова изучают на уроках литературы в 9 классе; оно считается одним из лучших произведений поэта. Стихотворение затрагивает тему поэта и общества, а также связано с библейской историей пророка Иеремии. Полный и краткий анализ «Пророка» по плану поможет вам подготовить уроки.

Краткий анализ

Тема – судьба непонятого поэта, толпы и поэта.

Композиция – эта лирическая исповедь написана от первого лица и состоит из 7 строф.

Жанр: лирическое стихотворение-исповедь. В нем обобщена тема поэта и толпы, при этом отчетливо просматриваются библейские мотивы.

Размер стихотворения – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры – «страницы зла и порока», «читаются в глазах”.

Эпитет – «Божья пища», «вечный судья», «гордая улыбка», «шумный город”.

Перифраз – «вечный судья», «вечный”.

История создания

Стихотворение «Пророк» Лермонтов написал в 1841 году незадолго до смерти, это его последнее произведение. Оно было опубликовано в 1844 году в «Отечественных записках». Его отношения с публикой значительно ухудшились: к тяжелому характеру поэта добавилась проблема неустроенной карьеры и разлада в личной жизни.

Это способствовало общему направлению стихотворений с 1841 года. Существует мнение, что рождение стихотворения «Пророк» является следствием споров Лермонтова с В. Ф. Одоевским. Камнем преткновения в их жарких спорах стала тема поэта и его исповедь. Большинство критиков признают, что это одно из лучших стихотворений Лермонтова.

Тема

Традиционная тема поэта и толпы, одиночества одаренного человека связана с библейской историей пророка Иеремии. Лирический герой предстает в образе пророка, живущего лишь вдали от людей, где ему подчиняются животные («Земное существо мне подвластно”), там он чувствует гармонию с природой («а звезды слушают меня и радостно играют своими лучами”). Существование в обществе для него невозможно: его отвергают, преследуют, непонятят. Его попытки проповедовать (писать, творить) заканчивались осуждением и презрением со стороны толпы «все мои соседи набросились на меня как сумасшедшие камни”.

Основная идея: творческий человек всегда изгой, он обречен на одиночество и непонимание. Это очень личное переживание, которое передает автор своему лирическому герою; он счастлив наедине с Богом, вдали от людей, — значит, это удел избранных, их судьба. Идея стихотворения – показать, насколько несправедливо общество к тем, кто наделен «даром Божиим», показать творческую натуру отдельно от обычных людей.

Лирический герой рассказывает историю своей жизни, путь, который должен пройти каждый избранный человек. Причём «дар Божий», т е талант, становится для него тяжёлым крестом; он хранит молчание о возможности выбора другого пути и принимает все мудро и терпеливо. Самому поэту очень не хватало такой стоической позиции по отношению к другим. Жить, как птица, питаясь тем, что послал Бог, – высшее благо для него.

Композиция

Состав – 7 четверостиший по библейскому сюжету о пророке Иеремии. Автор проводит параллель между ним и лирическим героем, он тоже пророк, но бесполезный и презираемый.Смысловое деление можно определить в трех частях: в первой (первые две строфы) лирический герой рассказывает о своем пророческом даре и несчастья, связанные с этим; вторая (3-4 строфы) описывает одинокую жизнь пророка в пустыне, ее прелесть и спокойствие: в последних трех четвертях — восприятие окружающими лирического героя, его отчуждение, неприятие толпой.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом с перекрестной рифмой.

Жанр: лирическое стихотворение. Некоторые критики назвали это стихотворение прощальным; оно стало пророческим для самого автора. Несколько месяцев спустя «ушел навсегда” от человеческого гнева, от непонимания, осуждения, слухов и сплетен.
Инверсии, сравнения, анафоры в строфах 6 и 7 делают лирическое повествование неясным, спокойным и придают черты жанра жития или притчи.

Средства выразительности

Стихотворение Пророка очень эмоционально и выразительно. Стихи Лермонтова всегда романтичны и грустны, на этот раз они пронизаны трагизмом и обреченностью. Неумение использовать свой дар на благо людей делает его бессмысленным.

Великолепный словарный запас (проповедовать, город, старейшина, дурак, судья, всеведение, рот, голова, глаза) и библейский (земное существо, дар Божий, пророк, завет) добавляют торжественности лирическому повествованию, придают ему функции библейской притчи и жизни.
Благодаря этому общий тон произведения не нуждается в большом количестве эпитетов («Божья пища», «вечный судья», «гордая улыбка», «шумный град”) и метафоры («страницы зла и порока», «читаются в глазах”), он очень целостный и эмоционально гармоничный. Перифраз«вечный судья», «вечный” используется для того, чтобы избежать повторения имени (слово «бог» также используется в строфе 6) всемогущего несколько раз. Причем из уст лирического героя мы слышим образы-перифразы, а человеческая речь употребляет слово «бог». Это говорит об особых отношениях между лирическим героем-пророком и отцом небесным.