Таинственный сумрак и неуловимое очарование ночного пейзажа не могли оставить равнодушным Якова Петровича Полонского. Вдохновленный красотой природы, он написал стихотворение «Взгляни на тьму», ставшее прекрасным образцом пейзажной поэзии. Предлагаем вашему вниманию краткий анализ «Видеть – за тьму» по плану. Данный анализ рекомендуется использовать в качестве подготовки к уроку литературы в 6 классе.

Краткий анализ

История создания — Стихотворение написано в 1844 году, опубликовано в том же году в сборнике стихотворений под названием «Гаммы».

Тема произведения – Восхищение красотой ночного пейзажа.

Композиция — Стихотворение условно разделено на две части: первая часть представляет собой описание спящей природы, вторая — восторженное настроение лирического героя сменяется грустью и задумчивостью.

Жанр: лирическое стихотворение.

Поэтический размер — Квадриметрический хорей с двустишием и кольцевой рифмой: ААБВВ БГДДГ.

Метафоры – «в тесной компании».

Эпитеты – «сонный», «бледный», «серо-серый», «ископаемый».

Персонификации – «месяц. идет без приюта в небе».

Сравнения – «невидимый месяц».

История создания

В 1844 году Яков Петрович Полонский опубликовал свой первый сборник стихов под названием «Гаммы». Наряду с другими произведениями в него вошло и стихотворение «Взгляни на тьму», написанное в том же 1844 году. Начало оказалось удачным, и издание привлекло внимание не только читателей, но и литературных критиков.

Когда он писал стихотворение, Полонский учился в Московском университете и дружил с Афанасием Фетом и Сергеем Соловьевым. Литературными кумирами начинающего поэта были Лермонтов и Пушкин, и их творчество сильно повлияло на развитие таланта Полонского.

Тема

Красота русской природы всегда служила неиссякаемым источником вдохновения и одной из самых популярных тем в творчестве многих поэтов. Не стал исключением и Яков Петрович, который в своем произведении «Взгляни на тьму» описал всю прелесть ночного пейзажа.

Ему удалось не только красочно описать тихую, умиротворенную картину утопающей в сумерках природы, но и наполнить ее яркими образами, что придало ей удивительно лирическое и слегка меланхоличное настроение.

Восхищение природой, ставшей пленницей сумерек, автор передает через монолог, обращенный к неизвестному собеседнику. Описываемая им картина на самом деле приобретает таинственный, таинственный окрас. При дневном свете пейзаж может выглядеть вполне обычным, но с наступлением вечера происходят удивительные изменения. Мир вокруг нас становится более увлекательным, загадочным, глубоким и наводит на мысль о философских размышлениях.

Лирический герой один на фоне сумеречного пейзажа, но его тяготит это одиночество. Поэтому он призывает читателя насладиться вместе с ним красотой падшей природы, попытаться увидеть красоту в повседневных вещах. Это основная идея произведения.
Стих можно отнести как к пейзажному, так и к философскому типу лирики.

Композиция

Композиция произведения состоит из двух условных частей. В первой части лирический герой очарован красотой сумеречного пейзажа, он любуется тишиной, описывает, как природа постепенно готовится ко сну. Несмотря на густой туман, окутывающий долину, красота ночного леса манит и манит.

Первая часть работы выдержана в «сонном» настроении, все изображения статичны. В произведении доминирует идея сна, так любимая Полонским. С ее помощью автор словно вводит читателя в состояние транса, глубокого расслабления.

Вторая часть произведения полностью отдана во власть меланхолии. Центральное изображение – луна, излучающая холод и одиночество. Бездомный и беспокойный, он «ходит по небу«, и освещает своим призрачным светом все вокруг. Вокруг него собираются облака, но они не в состоянии полностью покрыть небесное тело, которое освещает землю своим «фосфористый«самолет.

Описывая в начале стихотворения красоту земной природы, а затем очарование ночного пейзажа, лирический герой пытается таким образом соединить два мира: земной и небесный.
Поэтический размер — четырехстопный хорей с двустишием и кольцевой рифмой: ААБВВ БГДДГ.

Жанр

Произведение написано в жанре лирической поэмы, оно наполнено обаянием лирического героя с ночным пейзажем.

Средства выразительности

При написании лирического стихотворения Яков Петрович использует широкий спектр художественных выразительных средств. Больше всего в произведении эпитетов («сонный», «бледный», «серый», «туманный«), с помощью которого автор оживляет природу и награждает ее признаками живого существа.

В стихотворении присутствуют также метафоры («в тесной толпе»), сравнения («месяц невидимый»,) и персонификации («месяц. иду по небу без крова»), тонко передающее душевное состояние и настроение лирического героя.