Большинство произведений В. Маяковского содержат острые, бунтарские мысли, но в его поэтическом наследии есть и мягкие, нежные тексты. Сюда входит стихотворение «Слушай», изученное в 9 классе. Предлагаем вам узнать об этом подробнее с помощью краткого разбора «Слушай» по плану.

Краткий анализ

Тема стихотворения – человеческая жизнь; поэтическое искусство.

Композиция имеет круглую форму. Стихотворение написано в форме монологического обращения к лирическому герою. Монолог можно разделить на смысловые части: риторические вопросы о том, почему зажигаются звезды, рассказ о благодарности Богу за то, что он зажег звезды и освещает путь тем, кто в этом нуждается. Произведение не разделено на строфы.

Жанр – элегия с элементами послания.

Поэтический размер — написан тоническим стихом, большинство строк не рифмуются, некоторые объединены перекрестной рифмой АБАБ.

Метафоры – «загораются звезды», «некоторые называют эти жемчужины плевками», «буря полуденной пыли», «ворвался в Бога».

Эпитеты – «полуденная пыль», «полосатая рука», «ходит тревожно, но спокойно».

История создания

Анализируемое стихотворение появилось из-под пера Владимира Маяковского в 1914 году. Молодой поэт уже выпустил сборник «Нате» и прославился в литературных кругах. В «Нейт!» Включено всего 4 работы, но они уже показали путь, по которому автор продолжал работать дальше. «Слушать!» показало, что Владимир Владимирович умеет не только бунтовать, но и предаваться лирическим мыслям.

Тема

Тема стихотворения определена неоднозначно. Это зависит от того, как трактовать образные символы, использованные В. Маяковским. Одни исследователи полагают, что под звездами автор имел в виду поэтическое творчество, другие придерживаются мнения, что звезды – это человеческая жизнь. Логика есть в обеих позициях.

В центре стихотворения лирический герой, обращающийся к окружающим. Слово «слушай» привлекает внимание и завораживает читателя. Тогда герой сразу же начинает свои рассуждения о звездах. Он считает, что раз небесные светила горят, значит, это кому-то нужно. Герой пытается доказать правильность своего предположения.

В. Маяковский считает, что звезды зажигает Бог. Поэт кратко рассказывает, как человек приходит к Всевышнему с просьбой осветить путь. Жизнь без звезд кажется ему неприятностью. Когда сердце человека освещается надеждой, что звезды снова зажгутся, он чувствует себя спокойно и не испытывает страха. В этом эпизоде ​​внимание привлекает образ Бога. Автор приближает его к простым людям, используя художественные детали: «уставшая рука». Если вырвать это предложение из контекста, можно подумать, что это обычный человек, который много работает.

В последних стихах автор вновь задает риторический вопрос, показывая тем самым, что окончательный ответ на него еще не дан. Основная идея отражена в припеве: «Если звезды светят, значит ли это, что это кому-то нужно?»

Композиция

Стихотворение написано в форме монологического обращения к лирическому герою. Его можно разделить на смысловые части: риторические вопросы о том, почему зажигаются звезды, рассказ о благодарности Богу за то, что он зажег звезды и освещает путь тем, кто в этом нуждается. Третья часть завершает круг композиции: мы снова слышим дискуссии о необходимости звезд на небе. Но если в первой части эти строки звучат как гипотеза, то в третьей части они звучат как утверждение.
Произведение не разделено на строфы. Необычная форма, характерная для футуристической литературы, позволяет автору выделить произведение на фоне философских текстов.

Жанр

Проанализировав это произведение, можно сделать вывод, что жанр – элегия; в нем заложены и функции сообщения: Владимир Владимирович размышляет о вечной проблеме, обращаясь к читателям. Строки произведения написаны тоническим стихом, это белый стих, но некоторые строки рифмуются.

Средства выразительности

Текст содержит множество художественных выразительных средств, что обусловлено выбранной автором формой раскрытия темы. В первую очередь обращают на себя внимание символические изображения звезд, которые можно трактовать по-разному. В тексте есть и метафоры – «загораются звезды», «некоторые называют эти жемчужины плевками», «буря полуденной пыли», «ворвались в Бога»; эпитет – «полуденная пыль», «протянутая рука», «ходит тревожно, но спокойно». В образах ярко выражен индивидуальный стиль письма Маяковского, например, его склонность сочетать возвышенное и обыденное в одном контексте: он называет звезды плеваться, и рука Божья – жилистый. Автор использует экспрессивную лексику, чтобы передать невыносимость жизни без звезд: врывается, плачет, ругаться.

Интонация также играет важную роль в произведении. Кажется, что лирический герой обращается к зрителю и рассказывает о своих предположениях с трибуны.