Анализ стихотворения Есенина «Порош

Сергей Александрович Есенин – признанный мастер пейзажной поэзии, воспевающий в своих произведениях красоту своей родины. Это доказывает стихотворение «Порошок» — образно-лирическое произведение о природе. Предлагаем краткий анализ «Пороша» по плану, который будет полезен при подготовке к уроку литературы в 6 классе.

Краткий анализ

Тема стихотворения – Любовь к природе и малой Родине.

Композиция – Композиция линейная, стихотворение можно разделить на 4 части, каждая из которых состоит из строфы. Всех объединяет общая тема, но в каждой строфе есть развитие своей маленькой темы.

Жанр – Лирическое стихотворение, относится к типу пейзажной поэзии.

Поэтический размер – четверной хорей с перекрестной рифмой.

Метафоры – «околдованный невидимостью», «раскладывающий шаль».

Эпитет – «серый», «белый», «бесконечный».

Сравнения — «согнулась, как старуха», «как белый платок», «дорога убегает лентой»,.

Персонификации – «лес дремлет», «опираясь на палку»

Инверсия – «сосна привязана», «лошадь скачет».

История создания

Произведение относится к раннему творчеству Есенина, когда он еще только искал свой путь в литературе. Стихотворение было написано в 1914 году, во время пребывания молодого поэта в Москве. Этот год стал для него важным, поскольку именно тогда появились первые публикации его произведений.

Шумная, грязная и суетливая Москва разительно отличалась от мирного спокойствия села Константиново, откуда родом поэт. Он тосковал по природе, по бескрайним полям и лесам и выразил свою тоску в стихотворении, которое впоследствии стало одним из ярчайших образцов пейзажной поэзии поэта.

Тема

Центральная тема – любовь к природе, ко всему живому, что окружает человека. Природа невероятно многогранна и прекрасна, независимо от того, дорога ли это по пшеничному полю или густому сосновому лесу. Каждая травинка, каждый камешек обладает неповторимым очарованием, и очень важно уметь различать и ценить эту красоту, любить и беречь ее.

В стихотворении показана неприкрытая радость лирического героя при созерцании зимнего леса; он восхищается природой и воспевает ее красоту. Именно она служит источником вдохновения, в ней черпает поэт свои силы.

Однако стихотворение «Порош» — это стихотворение о любви не только к природе, но и к нашей малой Родине. Автор уверен, что только отчий дом, родина, где человек родился и вырос, может дать эмоциональную подпитку и зарядить светлыми, добрыми чувствами. Но, к сожалению, не каждый способен понять эту истину, и поэт учится получать радость от простых окружающих вещей: дороги, старой сосны, шума леса, топота конских копыт. В этом основная идея произведения – любовь к природе и ее тонкое восприятие способны сделать человека мудрее и терпимее.

Композиция

Стихотворение состоит из четырех строф, которые объединены темой природы. Однако каждая строфа раскрывает свою маленькую тему:

В первой строфе читатель знакомится с лирическим героем. Он не называет себя, но можно сказать, что он едет на лошади. Состояние героя расслабленное, немного сонное. Он наслаждается непривычной тишиной: слышен только топот копыт и крик ворон.

Во второй строфе герой смотрит на зимний лес, словно спит. Он внимательно рассматривает сосну, спрятанную под снежной шапкой. Преобладает романтическая и мечтательная атмосфера.

В третьей строфе появляется яркий образ сосны, которую герой сравнивает с одинокой старухой. Зимний лес окутан тишиной, нарушаемой лишь настойчивым постукиванием дятла.

В четвертой строфе передана уже не красота природы, а внутреннее состояние лирического героя. Он сравнивает долгое путешествие с бесконечными возможностями, которые предлагает жизнь, и личной свободой.
Стих написан четырехстопным хореем, что придает стихотворению особую музыкальность и лиризм. Выразительность усиливается гармоничным сочетанием мужских и женских рифм.

Жанр

Это лирическое стихотворение, поскольку начало очень сильное, мы ясно видим образ лирического героя. Произведение представляет собой живой образец пейзажной поэзии.

Средства выразительности

Чтобы придать своему произведению максимальную выразительность, поэт умело использует разнообразные художественные средства. Для создания образа милой и дружелюбной старой сосны она использует такие бытовые словоформы, как «связанный», «нагнувшийся», «пернатый».

Сравнительный оборот «дорога убегает, как лента », «согнулся, как старушка », «как белый шарф «Позвольте себе ясно представить себе пейзажи, описанные поэтом.

Эпитеты («серый», «белый», «бесконечный»), имитации («кричали вороны», «лес спит«), инверсия («привязана сосна», «Конь скачет») и метафоры («очарованный невидимостью», «раскладывает шаль«) добавляют в работу краски и образы; с их помощью зимний пейзаж словно «оживает».