Природа нашей Родины всегда служила источником вдохновения для многих поэтов. Аполлон Николаевич Майков не был исключением. Его стихотворение «Поле рябит цветами» — прекрасный образец пейзажной поэзии, где в полной мере раскрывается красота природы. Предлагаем краткий анализ «Полевые кружки с цветами» по плану, который будет полезен при подготовке к уроку литературы в 8 классе.
Краткий анализ
История создания — Стихотворение написано в 1857 году, опубликовано в 1858 году в девятом номере журнала «Отечественные записки».
Тема стихотворения – Молодость и смелые надежды, вдохновленные красотой природы.
Композиция — Стихотворение состоит из трёх четвертей, и условно разделено на две смысловые части: первая часть передает красоту весеннего пейзажа, вторая повествует о юных надеждах.
Жанр – Лирическая поэма.
Поэтический размер – четверной хорей с использованием перекрестной рифмы.
Метафоры – «волны света текут по небу», «сердце утешают приветами».
Эпитет — «весенний жаворонок», «юная надежда».
Персонификации – «надежда льстит», «взор мой тонет».
История создания
Стихотворение было написано в 1857 году, когда поэт уже вступил в период творческой зрелости. К тому времени он приобрел ценный багаж жизненного опыта, и в его творчестве все чаще стали появляться глубокие философские темы. Но в то же время поэт не переставал писать невероятно трогательные лирические произведения, среди которых выделяется стихотворение «Поле рябит цветами».
Оно было опубликовано в № 9 популярного литературного журнала «Отечественные записки». В том же году стихотворение было опубликовано в книге «Стихи Аполлона Майкова. Книга вторая».
Тема
Центральная тема произведения – восхищение чудесным весенним пейзажем, олицетворяющим молодость и светлую надежду на будущее. Именно благодаря этим мечтам и надеждам человек наполняется внутренней силой и жизненной энергией; они «вдохновляют» его и дают возможность творить.
Автор учит, что нужно уметь видеть всю красоту и очарование окружающего мира – только так ваше сердце сможет наполниться искренней радостью и счастьем. Тесное взаимодействие человека и природы, их единство – основная идея произведения.
Центральными в стихотворении являются несколько образов: лирический герой, юная надежда и жаворонки, песня которых слышна повсюду. Автор рисует умиротворяющую картину: поле, усыпанное ароматными цветами и сияющее по-весеннему яркое небо «световые волны
Мелодичная трель жаворонка автор связывает с «молодая надежда
».
Лирический герой сопоставлен с образом самого автора, точно отражающим его внутреннее состояние. На момент написания стихотворения Аполлон Николаевич был счастливо женат, занимал должность в Министерстве финансов, всячески поддерживал начинающих поэтов и писателей и был полон надежд на светлое будущее.
Произведение вызывает самые чистые эмоции: автор призывает полюбоваться миром глазами ребенка, еще не испытавшего разочарования и горечи утраты. Именно такими Майков представляет себе молодые таланты, которые только делают первые шаги в творчестве. Их главная сила – молодость и непоколебимая уверенность в себе.
Композиция
Стихотворение состоит из трех четвертей и условно разделено на две смысловые части. В первой части произведения автор любуется природой и красотой весеннего пейзажа. Во второй части он предается мечтам и мечтам, которые навевают волны света и звонкие трели жаворонков, плывущих в лазурном небе.
Ритм стихотворения близок к разговорному за счет пропуска ударения. Почти все предложения заканчиваются многоточиями, что создает ощущение недосказанности, невозможности выразить словами все, что чувствует лирический герой.
Стихотворный размер – четырехстопный хорей с перекрестной рифмой.
Жанр
Произведение написано в жанре лирической поэзии. Стихотворение имеет очень яркое эмоциональное начало. Описание природы дано через призму переживаний лирического героя.
Средства выразительности
Для придания выразительности образам поэт использует широкий набор художественных средств, среди прочего пальма первенства принадлежит метафорам («волны света текут по небу», «радуют сердце приветом
»).
Красочные прозвища («весенние жаворонки», «Юные надежды»
) помогают передать красоту природы. Персонификации («надежда льстит», «мой взгляд тонет
») прекрасно отражает надежды и мечты лирического героя.
Большой интерес представляет также интонационный рисунок произведения. Обилие эллипсов создает впечатление недосказанности; Кажется, лирический певец не способен выразить словами все, что он чувствует.
В произведении гармонично переплетаются пейзажи и философские мотивы, которые изображены в красивых метафорических образах.
Комментирование закрыто