Анализ стихотворения Пушкина «Поэт

Тема взаимоотношений поэта и окружающего мира всегда была важна для Пушкина, поскольку поэзия была его жизнью. Краткий анализ «Поэта», по задумке, расскажет восьмиклассникам еще об одном важном произведении, в котором поэт рассматривает тему поэта и поэзии. С ее помощью на уроке литературы можно показать трансформацию взглядов Александра Сергеевича, переосмысление им многих своих взглядов.

Краткий анализ

Тема стихотворения – роль поэта в общественной жизни.

Композиция состоит из двух частей: первая часть рассказывает о жизни поэта без вдохновения и творчества, а во второй он просыпается благодаря звуку благодатной лиры.

Жанр: лирическое стихотворение.

Поэтический размер – четырехстопный ямб.

Эпитеты – «святая жертва», «суетный свет», «святая лира», «божественный глагол», «человеческая слава», «народный кумир», «гордая голова“.

Метафоры — «Аполлон не требует от поэта принесения священной жертвы», «молчит лира», «душа вкушает холодный сон», «душа проснется», «веселье мира», «берег волн пустыни”.

Сравнение – «как проснувшийся орел”.

История создания

Первую половину 1827 года Пушкин провел в Москве, где светская жизнь мешала ему сосредоточиться на творчестве. И только во второй половине года, когда он удалился в свое имение в Михайловском, к нему пришло вдохновение. Именно эти два события он символически запечатлел в стихотворении «Поэт», которое отправил прямо из Михайловского в «Московский вестник», где произведение было опубликовано в том же году.

Очевидно, что Александр Сергеевич не только стремился избавить поэзию от старых форм — он намеревался придать ей и новое содержание. Он всю жизнь искал ответ на вопрос, в чем суть поэтического дара. И это стихотворение — один из моментов, когда он переосмысливает свое предназначение и предназначение поэзии вообще.

Тема

Стихотворение посвящено «вечной» теме миссии поэта в обществе, но на этот раз она видится с неожиданной стороны. Пушкин выражает мысль о том, что поэтический дар – это душа творческого человека. Без своего призвания, в вечной суете дней, он становится не просто обычным человеком, он фактически становится пустым сосудом.

Композиция

Стих разделен на две части, то есть имеет двучастную композицию. В первом Александр Сергеевич рисует картину поэта, настолько озабоченного суетой общества, что не выполняет своего главного предназначения — не пишет стихов. Скорее всего, это поэтическое подведение итогов времени, проведенного им в Москве.

Он говорит, что без вдохновения поэту предстоит унылое существование, наполненное пустыми развлечениями, которые только выжигают его душу и не приносят пользы сердцу. Первая часть явно негативная.

Но во втором ситуация коренным образом меняется, потому что поэт слышит божественный призыв – он освобождается от правил светского общества и может вновь парить, подкрепленный вдохновением. Таким образом, Пушкин заключает, что без творчества, без умения писать творческий человек ничтожен. Напротив, оно дает ему крылья и освобождает. То есть творчество – это не только смысл жизни, но, можно сказать, и сама сущность поэта. Его цель — писать стихи.
Для этого произведения Пушкин использовал свой любимый стихотворный размер — четырехстопный ямб. При этом в нем используются разные рифмы, как парные, так и круговые. При этом нельзя не заметить, что там, где используется кольцевая рифма, автор говорит о творчестве, а в той части, которая касается взаимоотношений с обществом, он использует перекрестную рифму.

Жанр

Это лирическое стихотворение (отражены мысли и чувства лирического героя). Тип текста философский, это один из примеров философских текстов Пушкина. В ней Александр Сергеевич вновь рассматривает тему своей судьбы как поэта, но открывает для себя и читателя ее новые, неожиданные грани. Кратко и лаконично он говорит, что видит смысл своей жизни в том, чтобы пробудить в читателях светлое начало, подарить им приятные чувства.

Средства выразительности

В этом стихотворении поэт использовал ряд способов воплощения своей идеи. Это такие выражения, как:

  • Эпитет – «святая жертва», «суетный свет», «святая лира», «божественный глагол», «человеческая репутация», «народный кумир», «гордая голова“.
  • Метафоры – «Аполлон не требует от поэта принесения священной жертвы», «Лира молчит», «душа вкушает холодный сон», «душа проснется», «веселье мира», «берега пустынные «волны”.
  • Сравнение – «как проснувшийся орел”.

С их помощью Пушкин создает яркий контраст между двумя душевными состояниями поэта, придавая первой части негативную, а второй яркую и яркую эмоциональную окраску.