Одним из самых ярких произведений раннего творчества Сергея Александровича Есенина по праву считается стихотворение «Зима поет и зовет», в котором он трогательно передал образ зимы. Предлагаем краткий анализ «Зима поет и зовет» по плану, который вы можете использовать при подготовке к уроку литературы во 2 классе.
Краткий анализ
Тема стихотворения – природа, красота и суровость в зимнюю пору.
Композиция – построена на контрасте суровой зимы и долгожданной весны.
Жанр – Лирическая поэма.
Поэтический размер – четырехстопный ямб с использованием двустишия и кольцевой рифмы.
Метафоры – «плывание в далекую страну», «звон соснового леса».
Эпитеты – «седой», «игривый», «сумасшедший».
Сравнения – «как одинокие дети». «Метель стелется шелковым ковром».
Персонификации – «лохматые лесные вши», «вьюга злее и злее».
История создания
Стихотворение о зиме было написано Есениным в 1910 году, когда ему едва исполнилось 15 лет. Уже тогда он был влюблен в поэзию, но не думал, что она станет призванием всей его жизни.
Сергей Александрович долго не решался опубликовать свое «зимнее» стихотворение, считая его слишком наивным, незрелым и лишенным осмысленного сюжета. Однако впоследствии это произведение было признано одним из лучших из ранних произведений поэта именно из-за его трогательности и легкого восприятия.
Юному Есенину удалось придать образу зимы некоторую яркость и многогранность, благодаря чему стихотворение запомнится надолго. Уже в начале своего творческого пути поэт умел удивительно тонко и умело вдохнуть жизнь в неодушевленные предметы.
Тема
Центральная тема стихотворения – суровая красота русской зимы. В своем произведении автор с энтузиазмом демонстрирует всю мощь и очарование зимней поры, которую невозможно победить или покорить. Единственное, что остается птицам и деревьям, уставшим от бесконечных бурь и снегопадов, – это терпеливо ждать прихода весны.
Главный образ в произведении – зима, которая в первых строках стихотворения представлена как любящая, заботливая мать. Она нежно «Мохнатый лес убаюкивает»
, укрыв его мягким снежным покровом.
Однако первое впечатление обманчиво, и автор показывает нам истинное лицо зимы – суровое, беспощадное, леденящее. За всю жизнь на земле она может быть не только любящей матерью, но и злой мачехой, наказывающей нерадивых детей.
В творчестве Есенина природа живет, дышит, действует, чувствует. Она может быть счастливой и грустной, нежной и грубой, доброй и злой. Но несмотря на все свои противоречия, он вызывает искреннее восхищение и любовь.
Композиция
Сюжет стихотворения ясен и прост. Композиция состоит из трёх условных частей. В самом начале автор рассказывает о зиме и обитателях леса — воробьях, которые жмутся друг к другу в надежде хоть немного согреться. Кульминацией произведения является описание бушующей метели, от которой невозможно ни спрятаться, ни спастись. Демонстрация мощи зимы сменяется сладкими мечтами о скорой весне.
В своем творчестве поэт прибегает к антитезе (противоположению), игре контрастов. Винтер предстает то заботливой матерью, то строгой мачехой. Суровые морозы и снежные вихри олицетворяют безжалостность зимней поры, контрастирующей с весной – солнечным, радостным предвестником счастливых перемен.
Поэтический размер — четырехстопный ямб с использованием двустиший и кольцевых рифм.
Отличительная особенность этой работы – необычное построение линий. Каждая строфа выглядит как обычное четверостишие, но на самом деле представляет собой шестистишие, что приводит к определенному звучанию стиха, с перерывом в ритме.
Жанр
Стихотворение написано в жанре лирической поэзии. Оно проникнуто мыслями и чувствами лирического героя. Лирический герой в стихотворении подробно не описан, но можно смело предположить, что он, сидя в теплом, уютном доме, любуется из окна зимним пейзажем. Его чувства и эмоции самые разные: расслабленное умиротворение от мыслей о зимнем лесу, жалость к замерзшим птицам, предвкушение скорого прихода весны.
Средства выразительности
Описывая неповторимую красоту и своеобразие русской природы, поэт умело использует различные средства художественной выразительности. Это и метафоры («звон соснового леса»), и эпитеты («лохматый», «седой», «игривый», «сумасшедший
«), и персонификации («лохматый лес убаюкивает», «Метель злее
»).
Есенин сравнивает замороженных воробьев с «одинокие дети»
, что вызывает у читателя неподдельное чувство жалости к птицам. При этом он подчеркивает, что все живое бессильно перед мощью и величием природы, наделенной властью щедро одаривать и беспощадно отнимать свои дары.
Комментирование закрыто