Значение поэта в обществе всегда глубоко волновало Александра Сергеевича Пушкина. Этому нелегкому делу он посвятил свое стихотворение «Поэт и толпа». Предлагаем краткий анализ «Поэта и толпы» по плану, который будет полезен при подготовке к уроку литературы в 10 классе.

Краткий анализ

Тема стихотворения – роль творца в истории страны.

Композиция – Произведение имеет форму диалога и состоит из четырех условных частей.

Жанр – Лирическая поэма.

Поэтический размер — четырехстопный ямб с чередующимися парными, перекрестными и кольцевыми рифмами.

Метафоры – «червь земляной», «холодные евнухи».

Эпитет – «вдохновленный», «отсутствующий», «самонадеянный», «непосвященный».

Персонификации – «душа вкушает холодный сон».

Сравнения – «вы душе противны, как гробы», «как ветер, песня вольная».

История создания

20-е годы XIX века стали для Александра Сергеевича настоящим испытанием. Он долгое время находился в ссылке, снискал славу опального поэта и постоянно подвергался нападкам цензуры.

Неспособность жить полноценной жизнью и создавать спокойствие усугублялась чувством вины перед друзьями-декабристами. Пушкин всячески поддерживал декабристское движение и чрезвычайно болезненно переживал его крах.

Александр Сергеевич все чаще стал задаваться вопросом, какова истинная роль поэта в обществе. Он понял, что с помощью творчества можно изменить сознание людей, а заодно и всего мира.

Стихотворение «Поэт и толпа», написанное им в 1828 году, отразило его мысли и душевные переживания. Первоначально стихотворение называлось «Толпа», но было переименовано поэтом в 1836 году, когда он готовил второе издание.

Тема

Центральная тема произведения – роль поэта в истории, его влияние на общество. Поэта беспокоит полное отсутствие взаимопонимания между представителями двух противоположных лагерей: теми, кто «рожден для вдохновения» и тех, кто видит в искусстве только личную выгоду.

Поэт увлеченно декламирует свое произведение, а толпа просто в изумлении смотрит друг на друга, не понимая, зачем он это делает. Лирический герой, прототипом которого является сам Пушкин, обвиняет чернь в неспособности ценить искусство и ценить только материальные блага, насыщающие тело, но не душу.

Ответить «черный«Настойчиво требуйте, чтобы поэт своим творчеством приносил пользу народу. Однако лирический герой уверен, что два лагеря – истинных ценителей искусства и тех, кто не видит в нем смысла – никогда не придут к взаимопониманию. Он всей душой презирает чернь, погрязшую в пороке, зле и глупости, и не видит смысла тратить силы на их просвещение.

Пушкин обнажает и другую насущную проблему своего времени — стремление большинства поэтов писать не ради чистого искусства, а ради материальной выгоды. Продажность коллег-писателей угнетает автора, так как произведения, написанные на заказ, часто имеют красивую форму без глубокого содержания. Обычные люди гораздо больше ценят внешний блеск, чем полноту поэзии.

Истинное призвание настоящего поэта Пушкин видит в творчестве, несмотря на все трудности и проблемы жизни.

Композиция

Произведение написано в форме диалога реального поэта (лирического героя) и толпы («черный«). Стихотворение условно можно разделить на четыре части.

В первой части показано непонимание и негативная реакция непросвещенной толпы на творчество поэта. Она не знает, что такое поэзия, для чего она на самом деле используется.

Во второй части поэт упрекает «черный«В том, что она озабочена только своими собственными интересами.

В третьей части «черныйприходит к поэту и требует от его творчества конкретных благ, уроков, которые помогут избавиться от пороков.

В последней части произведения лирический герой, зная, что ему все равно не удастся достучаться до сердец бездушной толпы, отказывается удовлетворить эти требования. Тем самым он проводит грань между художниками и обывателями «толпа».

Ни одна из сторон не хочет идти на компромисс. Конфликт неразрешим, продолжение диалога невозможно.

Стихотворный размер — четырехстопный ямб с чередующимися парными, перекрестными и кольцевыми рифмами.

Жанр

Произведение написано в жанре лирической поэмы, поскольку в нем отражены мысли и чувства, глубоко волнующие лирического героя.

Средства выразительности

В своем творчестве Александр Сергеевич использует широкий спектр художественных выразительных средств. Среди них метафоры («червь земли», «холодные евнухи«), эпитет («вдохновленный», «отсутствующий», «высокомерный», «непосвященный»), имитации («душа чувствует холодный сон«), сравнения («вы душе омерзительны, как гробы», «как ветер, его песня вольная»).