Большая часть стихотворений Н. Некрасова посвящена социальным вопросам, в контексте которых он рассматривал и проблему поэтического творчества. Стихотворение «Поэт и Гражданин» представляет собой диалог Поэта и Гражданина, процесс конфликта двух жизненных позиций. Работа изучается в 10 классе. Приглашаем вас ознакомиться с кратким анализом «Поэта и гражданина» по плану.
Краткий анализ
Тема стихотворения – роль поэта и его деятельность в обществе.
Композиция. Анализируемое стихотворение построено в форме диалога гражданина и поэта. В ходе беседы автор высказывает свои мысли по ключевому вопросу. Стихотворение разделено не на строфы, а на строки. Автор указывает, кому принадлежит каждый из них.
Жанр — лирическое стихотворение, так как содержит в себе мысли и чувства лирического героя, его взгляд на проблему поэта и поэзию.
Размер стихотворения – четырехстопный ямб, рифма – перекрестная АБАБ и кольцевая АББА, некоторые строки не рифмуются.
Метафоры — «чувство долга не остыло», «Я сокрушаю пороки смело», «хандра ускользнула из души поэта», «небеса спорят в сиянии».
Эпитет — «чудные звуки», «нетленное сердце», «сонная тоска», «заядлый читатель», «дикий критик», сатиры «бессмертные и обидные»,
Сравнения – «как вольные потоки моря, . любовь обещала мне свои лучшие блага», «скрылась навеки, как свет».
История создания
Своеобразие общественного строя в царской России отразилось в литературе того времени. Среди писателей разгорались споры о том, каким должен быть настоящий поэт: романтиком, восхваляющим любовь и природу, или бунтовщиком, борцом за свободу и справедливость народа. Н. Некрасов отошел от либералов, так как его взгляды приближались к демократическим. Он считал, что поэт должен бороться за права граждан, но в то же время для него было очень важно чувствовать поддержку простых людей. Эта позиция реализована в стихотворении «Поэт и гражданин».
На создание работы ушёл почти год. Черновик его был написан в 1855 году, и в течение нескольких месяцев автор вносил правки, поэтому некоторые исследователи относят его к 1856 году. Стихотворение стало предисловием к сборнику сочинений Н. Некрасова. Тогда цензура дала разрешение на публикацию стихов поэта. Еще до распространения произведение получило положительную рецензию Чернышевского.
Тема
Анализируемое стихотворение развивает тему поэта и общества. Автор пытается показать истинную сущность поэтического творчества, которое он считает оружием в борьбе за свободу народа и его права.
В начале стихотворения читатель знакомится с персонажами, разговор которых будет наблюдаться далее. Перед нами стоит поэт, отдавшийся хандре и не желающий ничего писать. Гражданин пытается «помешивать»
его, но все напрасно. Гражданин убеждает мастера пера, что его слова очень нужны людям, на что поэт реагирует с иронией. Он считает, что народ сам отказался от резкого слова. Люди предпочитают пейзажные тексты, которые безопасны при строгом политическом режиме. Кроме того, слово «бунт» не такое уж тонкое.
Бунтующий поэт противопоставляет свои произведения стихам Пушкина. Он знает, что люди любят поэзию Пушкина за ее филигрань и изысканность метафор. Но он знает, что такие стихи ничего, кроме радости, не принесут.
В последней реплике поэт оправдывает свою пассивную позицию. Было время в юности «ходил в тюрьму и на место казни, в суды, в больницы»
честно говоря, но его слова были приняты во внимание «черная клевета».
Поэт увидел, что люди не хотят сражаться, и у них опустились руки. Он решил отказаться от борьбы на благо общества и позаботиться о своей жизни. Какое-то время мастер слова хлестал «маленькие воришки на радость большим»
. Теперь он сожалеет об этом и считает, что мышь отвернулась от него из-за его решения.
Композиция
Стихотворение написано в форме диалога поэта и гражданина, это позволило Н. Некрасову показать взгляды двух сторон. Формально говоря, стих делится не на строфы, а на реплики. Автор указывает, кому принадлежит каждый из них.
Жанр
Жанр произведения – лирическое стихотворение, поскольку в нем заложены мысли и чувства лирического героя. Мы видим его взгляд на проблему. Поэтический размер – четырехстопный ямб. Н. Некрасов использует перекрестную рифму АБАБ и кольцевую АББА, некоторые строки не рифмуются. В стихотворении присутствуют как мужские, так и женские рифмы.
Средства выразительности
Чтобы раскрыть тему и реализовать идею произведения, автор использует выразительные средства. Они помогают автору расставить акценты в тексте и передать ключевые мысли в переносном смысле.
В тексте преобладают метафоры: «Чувство долга не остыло», «Я смело сокрушил пороки», «Хандра покинула душу поэта».
Образ дополнен эпитетами «сердце нетленно», – ««чудесные звуки», «сонная тоска», «заядлый читатель», «дикий критик», сатиры «бессмертные и обидные», «небеса ссорятся в сиянии»
и сравнения – «как вольные потоки моря, . любовь обещала мне свои лучшие блага», «сокрыта навеки, как свет».
Поскольку автор воспроизводит эмоциональный разговор, интонация играет значительную роль. В некоторых строфах используется аллитерация, например «s», «g», «z»: «Блажен говорящий поэт и жалок молчаливый гражданин!».
Комментирование закрыто