В стихотворении «Поэт» («Кинжал мой сияет золотым концом…») М.Ю. Лермонтов поднимает тему роли поэта в обществе, проводя параллель между образами поэта и кинжала, размышляет о состоянии поэзии в послепушкинский период. На уроках литературы в 9 классе будет полезен полный и краткий анализ «Поэта» по плану.
Краткий анализ
Тема – это тема поэта и поэзии, гражданских текстов.
Композиция — Стихотворение разделено на две структурные части: повествование о кинжале и обращение к поэту. Состоит из 11 строф.
Жанр – элегия с чертами сатиры.
Поэтический размер ямба – четырехстопный и гекзаметровый.
Метафоры – «наследие буйного Востока», «покрытые ржавчиной презрения”.
Эпитеты — «загадочный темперамент», «надежный клинок», «нелюбящая игрушка», «холодный труп», «могучие слова», «испорченный век», «выродившаяся красота», «осмеянный пророк”.
Синекдоха – «зажгла воина на битву», «не потерял ли ты, поэт, цель свою”.
Сравнение — «стих, как дух Божий. как колокол…», золотая игрушка (кинжал) блестит на стене», «Как старая красота, наш старый мир привык скрывать морщины под румянцем» «, «звук (стих). как чаша в праздники, как фимиам в часы молитвы”.
История создания
Стихотворение было написано в 1838 году. В 1839 году оно было опубликовано в «Отечественных записках». Смерть А. С. Пушкина глубоко обеспокоила поэта, он продолжил тему и замысел поэта в стихотворении «Поэт”.
Ссылка на Кавказ не сломила поэта; более того, широкую известность он получил после гонений за свое произведение, посвященное смерти Пушкина. Кроме того, в тексте отражено знание оружия и военного дела, поэт как никто другой знал ценность и силу кинжала, ставшего центральным образом в стихотворении. Год написания был трудным, как и вся недолгая жизнь поэта.
Он продолжал отстаивать свои взгляды, боролся за свободу слова, искал вдохновение и смысл жизни. Он продолжает считать, что дар поэта не случаен, он дан не для развлечения, а для влияния на судьбы и события. Его тяготят запреты, преследования и границы.
Тема
Тема поэта и поэзии характерна для позднего периода творчества Лермонтова. Очень зрелое, проникновенное стихотворение с особым характером повествует об особой роли поэта в жизни народа и государства. В древности поэты вдохновляли на подвиги, поддерживали нравственность, прославляли знаменательные события, раскрывали потомкам истину исторических событий.
В эпоху, постигшую поэта, мастер слова вынужден подчиняться цензуре, его талант покрывается «ржавчиной» и становится бессмысленным. Возвращаясь в прошлое, поэт продолжает традиции романса, его повествование напоминает исторический роман, легенду. Во второй части стихотворения – чисто философской – автор размышляет о цели поэта, о том, что богатство и золото омрачили истинный путь мастера слова.
Смысл труда: без упорного труда свободный, искренний, правдивый талант исчезает, перестает служить людям и потому достоин презрения. Лирический герой обращается к поэтам, взывает к их чувству долга, достоинства, затрагивает все струны души человека, который должен сеять мудрость и правду, а не прикрываться «искры”
или смыть уродство общества «краснеть”
. Основная идея произведения: поэт должен служить народу, истории, правде.
Композиция
Структурно стихотворение можно разделить на две части: первая описывает историю кинжала, его некогда славное прошлое и унылое настоящее; во втором автор открыто сравнивает поэтический дар с оружием, которое ржавеет, если его не использовать. В 11 строфах автор с прозрачной аллегорией изложил историю огромной поэтической силы.
Лирический герой смело и правдиво делится своими мыслями об эпохе, жизни, предназначении поэта и нравственности общества. Стихотворение заканчивается восклицанием и вопросом: “Проснешься ли ты снова, осмеянный пророк! Или никогда ты, в ответ на голос мести, не вырвешь свой клинок, покрытый ржавчиной презрения, из золотых ножен?..”
Жанр
Произведение относится к жанру элегии, об этом свидетельствуют ритм, общее настроение, тема, возвращение в прошлое, грусть и глубокий философский смысл. Особенности сюжета прослеживаются и в смысловой сфере стихотворения. Оно написано четырехстопным и гекзаметрным ямбом с перекрестной рифмой. Это одно из лучших произведений поэта, относящихся к гражданским текстам. Все четыре стиха последней строфы содержат сильный эмоциональный накал, в котором заключена основная мысль стихотворения.
Средства выразительности
В работе много обозначений (“загадочный темперамент», «надежный клинок», «нелюбящая игрушка», «холодный труп», «могучие слова», «феминизированный век», «дегенеративная красота», «осмеянный пророк”
), что помогает создать исторический колорит и эмоциональные образы описываемых автором событий.
По сути, все стихотворение представляет собой развернутое сравнение поэта и кинжала. Очень красивое и тонкое сравнение стихов, которые были написаны в прошлом, вдохновляли на подвиги, они были нужны людям, «как чаша в праздники, как фимиам в часы молитвы”.
Комментирование закрыто