В произведении «Подражания Корану» Александр Сергеевич Пушкин обращается к религии. Возможно, именно поэтому творчество поэта считается спорным, поскольку эта тема во все времена считается самой болезненной. Предлагаем краткий анализ «Подражания Корану» по плану, который поможет вам подготовить урок литературы в 9 классе.
Краткий анализ
Тема стихотворения – Истинная вера и заблуждения человеческого разума, тема пророчества.
Состав – Работа состоит из 9 частей, объединенных общей концепцией.
Жанр – Ода.
Поэтический размер — Все части цикла написаны разными стихотворными размерами с использованием разных рифм.
Метафоры – «полог спокойствия», «бдительное преследование».
Эпитеты – «безнадежный», «усталый», «срочный».
Старые славянизмы – «журчал», «щелочь», «зеницы».
Сравнения – «как лен, политый маслом».
История создания
По окончании южной ссылки Александр Сергеевич был вынужден провести еще два года в своем родном имении Михайловское, вдали от светской жизни столицы. Домашний арест, когда за ним шпионил собственный отец и вскрывал почту, поверг молодого поэта в глубокую депрессию.
Однако Пушкин не мог безропотно оставаться в заточении: его пытливый ум требовал постоянной интеллектуальной пищи. Выходом из положения оказались задушевные беседы с соседней помещицей Прасковьей Александровной Осиповой. Умная, образованная женщина, но в то же время очень религиозная, она часто спорила с Пушкиным на тему веры.
В ссылке у Александра Сергеевича был том Корана, переведенный с французского языка. Поэт увлекся изучением священных текстов, что побудило его написать стихотворение на религиозную тему.
Цикл стихотворений «Подражание Корану», датируемый 1824 годом, Александр Сергеевич посвятил Прасковье Осиповой, своей главной оппонентке в период ссылки в Михайловском.
Тема
Произведение состоит из девяти отдельных стихотворений, каждое из которых повествует об эпизоде из жизни Мухаммеда или главе Корана. Однако все части связаны общим смыслом и мотивами.
Центральная тема – истинная вера и слепое следование религиозным учениям. Автор не ставит перед собой задачу критиковать ислам или какую-либо другую религию и относится к Корану с большим уважением. Он примеряет на себя образ лирического героя, выступает в роли стороннего наблюдателя и пытается проанализировать мотивы и действия пророка, народа и замыслы Божии.
Автор рисует картины простых людей, которые вынуждены подчиняться религиозным законам, не понимая их смысла. Среди них есть мусульманские девочки, которые с ранних лет должны скрывать свои лица под плотной вуалью, и мусульманские воины, вынужденные обнажить мечи и идти на верную смерть с именем Пророка на устах.
По этой причине лирический герой просит всех верующих: и мусульман, и православных открыть глаза и «вставать»
, то есть не жить слепо по законам Божиим, в то время как другие бессовестно манипулируют и используют имя Господа в своих корыстных целях.
Может сложиться впечатление, что Александр Сергеевич считает себя атеистом, но это не так. Он с большим уважением относится к верующим и принимает любую веру. Однако его расстраивает тот факт, что религия не является способом духовного очищения для всех.
Композиция
Цикл состоит из девяти коротких стихотворений, связанных общей темой.
Первое стихотворение рассказывает о ниспослании Корана Пророку, милости и могуществе Аллаха.
Второе стихотворение посвящено женам Пророка Мухаммеда.
Третья часть описывает гордость и наказание за нее.
Четвертое стихотворение описывает дерзость Пророка, решившего состязаться с Аллахом.
Пятая часть восхваляет всемогущего Бога-творца.
Шестое стихотворение посвящено воинам, погибшим во имя веры.
В седьмой части описывается глава, в которой Аллах спас Мухаммеда от врагов, спрятав его в пещере.
Восьмое стихотворение говорит о благотворительности.
Цикл завершается стихотворением о путнике, который жалуется Господу, но тем не менее получает Божию благодать.
Все стихи, за исключением седьмого и девятого стихотворений, написаны ямбом (части 1–6 — тетрастопом, восьмая часть — гекзаметром). Седьмая часть цикла написана двухстопным амфибрахием, а девятая — четырехстопным амфибрахием.
Жанр
Произведение написано в жанре оды. На жанр оды указывает прежде всего такая черта, как возвышенный предмет поэзии – пророчество. Стихи объединяет тема величия Всевышнего Пророка и его Корана, символа силы истины, чистоты и добра.
Средства выразительности
Работа насыщена высоким словарным запасом. Особое место занимают старославянские религии («журчащий», «щелочной», «яблочный»
), и придает стихотворению особое звучание, похожее на библейские тексты.
Причем эпитеты представлены во всем своем многообразии («безнадежный», «усталый», «немедленно
»), метафоры («тень спокойствия», «неусыпное преследование
«), сравнения («как лен, политый маслом
»).
Комментирование закрыто