Анализ стихотворения Пушкина «Подражания Корану

В произведении «Подражания Корану» Александр Сергеевич Пушкин обращается к религии. Возможно, именно поэтому творчество поэта считается спорным, поскольку эта тема во все времена считается самой болезненной. Предлагаем краткий анализ «Подражания Корану» по плану, который поможет вам подготовить урок литературы в 9 классе.

Краткий анализ

Тема стихотворения – Истинная вера и заблуждения человеческого разума, тема пророчества.

Состав – Работа состоит из 9 частей, объединенных общей концепцией.

Жанр – Ода.

Поэтический размер — Все части цикла написаны разными стихотворными размерами с использованием разных рифм.

Метафоры – «полог спокойствия», «бдительное преследование».

Эпитеты – «безнадежный», «усталый», «срочный».

Старые славянизмы – «журчал», «щелочь», «зеницы».

Сравнения – «как лен, политый маслом».

История создания

По окончании южной ссылки Александр Сергеевич был вынужден провести еще два года в своем родном имении Михайловское, вдали от светской жизни столицы. Домашний арест, когда за ним шпионил собственный отец и вскрывал почту, поверг молодого поэта в глубокую депрессию.

Однако Пушкин не мог безропотно оставаться в заточении: его пытливый ум требовал постоянной интеллектуальной пищи. Выходом из положения оказались задушевные беседы с соседней помещицей Прасковьей Александровной Осиповой. Умная, образованная женщина, но в то же время очень религиозная, она часто спорила с Пушкиным на тему веры.

В ссылке у Александра Сергеевича был том Корана, переведенный с французского языка. Поэт увлекся изучением священных текстов, что побудило его написать стихотворение на религиозную тему.

Цикл стихотворений «Подражание Корану», датируемый 1824 годом, Александр Сергеевич посвятил Прасковье Осиповой, своей главной оппонентке в период ссылки в Михайловском.

Тема

Произведение состоит из девяти отдельных стихотворений, каждое из которых повествует об эпизоде ​​из жизни Мухаммеда или главе Корана. Однако все части связаны общим смыслом и мотивами.

Центральная тема – истинная вера и слепое следование религиозным учениям. Автор не ставит перед собой задачу критиковать ислам или какую-либо другую религию и относится к Корану с большим уважением. Он примеряет на себя образ лирического героя, выступает в роли стороннего наблюдателя и пытается проанализировать мотивы и действия пророка, народа и замыслы Божии.

Автор рисует картины простых людей, которые вынуждены подчиняться религиозным законам, не понимая их смысла. Среди них есть мусульманские девочки, которые с ранних лет должны скрывать свои лица под плотной вуалью, и мусульманские воины, вынужденные обнажить мечи и идти на верную смерть с именем Пророка на устах.

По этой причине лирический герой просит всех верующих: и мусульман, и православных открыть глаза и «вставать», то есть не жить слепо по законам Божиим, в то время как другие бессовестно манипулируют и используют имя Господа в своих корыстных целях.

Может сложиться впечатление, что Александр Сергеевич считает себя атеистом, но это не так. Он с большим уважением относится к верующим и принимает любую веру. Однако его расстраивает тот факт, что религия не является способом духовного очищения для всех.

Композиция

Цикл состоит из девяти коротких стихотворений, связанных общей темой.

Первое стихотворение рассказывает о ниспослании Корана Пророку, милости и могуществе Аллаха.

Второе стихотворение посвящено женам Пророка Мухаммеда.

Третья часть описывает гордость и наказание за нее.

Четвертое стихотворение описывает дерзость Пророка, решившего состязаться с Аллахом.

Пятая часть восхваляет всемогущего Бога-творца.

Шестое стихотворение посвящено воинам, погибшим во имя веры.

В седьмой части описывается глава, в которой Аллах спас Мухаммеда от врагов, спрятав его в пещере.

Восьмое стихотворение говорит о благотворительности.

Цикл завершается стихотворением о путнике, который жалуется Господу, но тем не менее получает Божию благодать.

Все стихи, за исключением седьмого и девятого стихотворений, написаны ямбом (части 1–6 — тетрастопом, восьмая часть — гекзаметром). Седьмая часть цикла написана двухстопным амфибрахием, а девятая — четырехстопным амфибрахием.

Жанр

Произведение написано в жанре оды. На жанр оды указывает прежде всего такая черта, как возвышенный предмет поэзии – пророчество. Стихи объединяет тема величия Всевышнего Пророка и его Корана, символа силы истины, чистоты и добра.

Средства выразительности

Работа насыщена высоким словарным запасом. Особое место занимают старославянские религии («журчащий», «щелочной», «яблочный»), и придает стихотворению особое звучание, похожее на библейские тексты.

Причем эпитеты представлены во всем своем многообразии («безнадежный», «усталый», «немедленно»), метафоры («тень спокойствия», «неусыпное преследование«), сравнения («как лен, политый маслом»).