Анализ стихотворения Полонского «Две хмурые тучи над горами

Творчество Якова Петровича Полонского неразрывно связано с природой его родины, которая послужила для поэта источником вдохновения. Одним из ярких образцов его пейзажной поэзии является стихотворение «Две мрачные тучи над горами», где описывается природная стихия во всей ее красе. Используя краткий анализ «Две хмурые тучи на горе» по плану, шестиклассники должны подготовиться к уроку литературы.

Краткий анализ

Тема стихотворения – динамичное противостояние природных стихий, которое отражается на отношениях между людьми.

Композиция — Произведение можно назвать лирико-эпическим, поскольку оно имеет сюжет: ярко выраженное начало (блуждающие по небу облака), кульминацию (жестокое противостояние облаков и раската грома) и развязку (затишье).

Жанр – Лирическая поэма.

Поэтический размер – хорей с использованием перекрестной рифмы.

Эпитеты – «знойная», «жалобная», «яркая».

Персонификации — «рассмеялось эхо», «вздохнула скала», «ссорятся облака».

История создания

Яков Петрович происходил из бедной дворянской семьи и с юных лет был вынужден зарабатывать себе на хлеб. Он поступил в Московский университет на юридический факультет, чтобы в будущем стать государственным служащим. Однако в душе он всегда был поэтом.

Стихией Полонского был чистый лиризм, вдохновленный произведениями Пушкина и Лермонтова. Неудивительно, что многие стихи Якова Петровича впоследствии были положены на музыку – настолько лирично и мелодично они были написаны.

К таким произведениям относится стихотворение «Две мрачные тучи над горами», написанное поэтом в 1859 году и ставшее достойным образцом его пейзажных текстов. Стихотворение, описывающее противостояние двух грозовых туч, часто сравнивают с другим лирическим произведением – знаменитым «Утесом» Михаила Юрьевича Лермонтова.

Тема

Основная тема – ожесточенное соперничество между действующими природными стихиями. Две грозовые тучи, блуждающие по вечернему небу, находят приют на одинокой скале. Однако ни один не уступает другому, и между ними вспыхивает противостояние с молниями и громом. И только умоляющий стон камня заставляет тучи прекратить свою враждебность и успокоиться.

Эти яркие образы не указывают на конкретный источник, и за сопротивлением облаков можно разглядеть конфликтные ситуации, столь распространенные в любом обществе. Легко представить себе двух братьев, отчаянно конкурирующих друг с другом за внимание любящей матери. Или взрослые мужчины, пытающиеся завоевать расположение красивой дамы.

Когда виновница конфликта устаёт от соперничества, она просит враждующие стороны умерить пыл и примириться друг с другом. Таким образом, Якову Петровичу удалось ярко и красочно передать в аллегорической форме образ человеческого непонимания.

Своим произведением он хотел передать основную идею о том, что вражда и агрессия не способны воспламенить взаимную любовь; только усмирение собственной гордыни и честолюбия поможет достичь взаимопонимания.

Композиция

Это стихотворение представляет собой законченное стихотворение, не разбитое на условные составляющие. Композиция имеет сюжет: четко выраженное начало, кульминацию и развязку.

В начале произведения автор показывает медленное блуждание по вечернему небу двух грозовых туч, которые одновременно находят удобное пристанище для ночлега — высокую скалу.

Однако тучи не уступают друг другу, и между ними возникает серьезное противостояние, которое заканчивается кульминацией – громом и «сильный удар молнии».

Но скала не выдержит этих сражений и «жалостно стонать» усмиряет бушующие тучи, которые уже не осмеливаются возобновлять конфликт. Они устраиваются и мирно сидят у подножия приютившей их скалы. Таково решение данной работы.

Размер стиха хорейный с перекрестной рифмой, в последних четырех стихах рифма кольцевая. Стихотворение формально не разделено на строфы.

Жанр

Произведение написано в жанре лирической поэмы, здесь важно эмоциональное начало.

Средства выразительности

Чтобы читатель смог полностью представить себе образ, описанный в произведении, поэт использовал широкий спектр художественных выразительных средств.

Многочисленные глаголы движения помогают насладиться динамикой пейзажа и услышать звуки бушующей грозы («согласен», «шел», «не поддался», «согласен» и т д.). Раскаты грома лучше всего передаются посредством аллитерации – использования определенных звуков, в данном случае это ра, ро, ру, ры, ре, ри.

Поэт также использует красочные эпитеты («гнетущий», «жалующийся», «яркий«) и подражание («засмеялось эхо», «камень вздохнул», «облака ссорятся»).