Анализ стихотворения Маяковского «Письмо Татьяне Яковлевой

Новаторская поэзия В. Маяковского сложна для понимания, но доставляет истинное удовольствие читателям, которым удается ее «расшифровать». «Письмо Татьяне Яковлевой» – поэтическое послание любимой женщине. Мы предлагаем облегчить подготовку к уроку литературы в 11 классе, используя краткий анализ «Письма Татьяне Яковлевой» по плану.

Краткий анализ

Тема стихотворения – любовь к женщине и советский патриотизм.

Композиция — По смыслу стихотворение можно разделить на несколько частей: обращение к получателю послания и создание образа героини, обещание покорить ее, описание жизни в СССР. Произведение не разделено на строфы. Некоторые стихи разбиты на несколько строк. Визуально текст напоминает лестницу из слов.

Жанр – сообщение.

Стихотворный размер — четырехстопный хорей, в некоторых строках — ямб; перекрестная рифма АБАБ, иногда парная СС.

Метафоры — «украсьте каждую женщину шелком», «собаки жестокой страсти», «стихи народные — густой лес», «свисток о поезде в Барселону», «ревность горы сдвигает», «корь страсти сойдет» .

Эпитет — «важный вечер», «черное небо», «большие, неуклюжие руки».

История создания

История создания стихотворения связана с поездкой В. Маяковского в Париж. Там он познакомился с Татьяной Яковлевой, эмигрировавшей за границу в 1925 году. Женщина понравилась поэту, и из симпатии возникла любовь. Маяковский предложил Яковлевой вернуться на родину, но она отказалась.

У поэта были серьезные намерения, он собирался жениться на эмигрантке. Она сдержанно отреагировала на его ухаживания, дав понять, что они будут вместе только в том случае, если поэт переедет во Францию. Вернувшись в Россию, Владимир Владимирович написал анализируемое произведение в 1928 году.

Тема

В стихотворении переплетаются две темы – любви к женщине и любви к Родине. Лирический герой разрывается между этими чувствами, и понимает, что не будет счастлив, если выберет что-то одно. С первых же строк он дает понять, что любовь к женщине не может затмить его чувства патриотизма, поэтому говорит, что даже в поцелуях и объятиях цвет его республики должен «пылать.

Лирический герой переходит к рассуждениям о женской красоте. Его не привлекают француженки, потому что они красивы только снаружи, а под оболочкой пустота. Он отделяет адресата послания от француженок, ведь эта женщина имеет русские корни.

Лирический герой просит возлюбленную переехать в Россию. Он понимает, что женщина прекрасно знает изнанку своей родины, поэтому описывает Советскую Россию, ничего не скрывая и не приукрашивая. Эти описания дополнены портретом возлюбленной. Герой знает, через что ей пришлось пройти: «Не тебе по снегу и тифу ходить с этими ногами…».

В последних строках мужчина приглашает возлюбленную в свои объятия, но знает, что она откажется, поэтому просто обещает завоевать ее любовь.

В стихотворении развивается мысль о том, что любовь вдохновляет людей на самые смелые поступки. Автор также доказывает, что человек не может выбирать между патриотизмом и любовью.

Композиция

По смыслу стихотворение можно разделить на несколько частей: обращение к получательнице послания и создание ее образа, рассказ о Родине, обещание покорить того, кому посвящено стихотворение. Произведение не разделено на строфы. Формальная организация отражала особенности футуристической литературы. Визуально текст напоминает лестницу из слов.

Жанр

Жанр стихотворения – послание, поскольку оно имеет адресата. Стихотворный размер — четырехстопный хорей, в некоторых строках — ямб. Автор использовал перекрестную рифму АБАБ, иногда парную СС. В произведении присутствуют как мужские, так и женские рифмы.

Средства выразительности

Чтобы раскрыть образ любимой женщины, описать чувства лирического героя и реализовать идею, используются выразительные средства. Это сложные ассоциативные комплексы, отличающиеся своим своеобразием. Метафоры играют ключевую роль: «украшайте каждую самку шелком», «собаки жестокой страсти», «стихи народные – густой лес», «свистите распри с поездами на Барселону», «ревность горы сворачивает», «корь дойдёт до страсти».
Прозвища помогают визуализировать образы и придают выразительность чувствам и эмоциям: «важный вечер», «черное небо», «большие, неуклюжие руки».
В стихотворении используются инструментальные сравнения: «корь страсти отлетит», а также аллитерация звонких звуков: [р], [л], [н]. Интересные случаи оригинальных и сложных рифм: «либо руки, либо губы — из моих республик», «неисчерпаема – я в стихах», «давайте опустим его до Парижа».