По мнению авторов, «Письмо к женщине» можно без преувеличения назвать ярчайшим образцом любовной лирики Сергея Есенина. Стихотворение звучит как покаяние, обращенное к близкому человеку. Но кроме наболевших мест, в его строках отражается страсть поэта к судьбе своей Родины. Автор словно иллюстрирует с помощью поэзии одну из новаторских доктрин Советского Союза – личное равно общественному. Достаточно внимательно прочитать краткий анализ «Письма к женщине» по плану анализа этого произведения на уроках литературы 9 класса.

Краткий анализ

Тема стихотворения: любовь к женщине и к Родине

Композиция: в стихотворении подчеркнуты и разделены остротой две эмоционально полярные части – «прошлое» и «настоящее»

Жанр: эпистолярное стихотворение в стихах

Поэтический размер: ямбический гетерометр

Метафоры: «В шоке от нежных чувств», «Земля (Россия) – корабль»

Эпитет: «печальная усталость», «яростные попутчики»

Сравнения: «Я был как лошадь, загнанная в грязь, пришпоренная отважным всадником»

Повторения: «Но ты не знал, что это всё дым…»

Разговоры и вульгаризмы: «пьяный ступор», «рвота»

История создания

Как и вся лирика Есенина, «Письмо к женщине» основано на реальных событиях и предполагает признание, обращенное к реальной женщине. Ни для кого не секрет, кому посвящено произведение, — писал Есенин бывшей жене Зинаиде. В 1924 году она уже стала женой Мейерхольда и была вполне счастлива в браке. Новый человек любил детей Есенина, как своих собственных. Поэт продолжал чувствовать вину перед детьми и их матерью. В качестве поэтического поворота появилось «Письмо к женщине», где «тогда», описанное в первой части, относится к 1919 году, а «сейчас», описанное во второй, относится к 1924 году. В это время библейские образы постепенно исчезают из творчества поэта работает.

Тема

Филологи называют это поэтическое обращение «поэмой» и относят его к качественно новому периоду литературной деятельности Сергея Есенина, когда он пересмотрел свои взгляды на будущее России. Название стихотворения звучит интимно и, несмотря на то, что в нем не указано имя адресата, очень личное. Он посвящен теме поиска себя, происходящей на фоне реформ и перелома в стране. Благодаря форме письма произведение звучит очень искренне. Поэт, который также является лирическим героем, обращается к некогда любимой женщине, размышляя о прошлом, настоящем и будущем, своем собственном и родине.

В стихотворении «Письмо к женщине» до последней строки наблюдается переплетение двух строк: отношений с женщиной и с Родиной. Поэт расстался с женщиной, которая не поняла и не приняла его бушующую душу. С обновленной Родиной я, наоборот, стал находить «общий язык».

Главное, что хотел сказать поэт, это то, что он повзрослел, полностью признал свои ошибки и раскаялся. Он просит у женщины прощения и на публичном уровне признает свои ошибки: «Слава товарищу!»

Композиция

В стихотворении 2 части. Поэт разделил их, противопоставил эмоционально и содержательно: «Сейчас» и «Затем». Сильный контраст между частями можно увидеть невооруженным глазом. В первом лирический герой – скандалист, вождь «сумасшедшая жизнь», а во втором он тот же, но преображенный, способный философствовать и размышлять над найденным смыслом жизни.

Жанр

Стихотворение написано в жанре письма. Если такая конструкция не была новой для прозы XX века, то популярность стихосложения приобрела именно в Серебряном веке. Есенин, используя ямбический размер и перекрестную рифму, добивался чувства прямого обращения и непосредственного рассуждения, а, разделив строфы лесенкой, штриховал и подчеркивал ключевые слова, незаметно концентрируя таким образом внимание читателя на наиболее важных моментах.

Средства выразительности

В стихотворении «Письмо к женщине», помимо необычной структуры, автор использовал разные способы выражения:

  • Сравнения используются для передачи настроения: «…Я был как лошадь, загнанная в грязь, пришпоренная храбрым всадником»;
  • Метафоры: «Земля (Россия) – корабль», «в шоке от нежных чувств»;
  • И эпитет: «печальная усталость», «прямо толстый», «яростные попутчики»;
  • Болезненное состояние народа подчеркивается пошлостью и разговорами: «….Ну, кто из нас самый большой на палубе, не падал, не блевал и не ругался?…», «пьяный угар», «разбился»;
  • Важность и значимость тех или иных моментов подчеркивается повторением: — Но ты не знал этого в полном дыму…» (дважды в тексте);

В конце послания поэт просит прощения и с горечью признается, что он не нужен тому, кому он писал, желает счастья и расписывается как простой знакомый:

«Всегда помнить тебя

Твой друг Сергей Есенин»