В русской литературе Афанасий Афанасьевич Фет приобрел репутацию тонкого ценителя природы, в которую он вдохнул жизнь и наполнил ее пленительными образами в своих произведениях. Одним из ярких примеров его творчества является стихотворение «Первый ландыш» как гимн пробуждению природы после долгого зимнего сна. Предлагаем вам ознакомиться с кратким анализом «Первого ландыша» по плану для 9 класса.
Краткий анализ
Тема стихотворения – возрождение природы после долгого зимнего сна. Неразрывная связь природы и человека.
Композиция — Стихотворение состоит из трёх строф: первые две описывают торжество весенней природы, а в третьей строфе поэт сравнивает ландыш с прекрасной девушкой.
Жанр – Лирическая поэма.
Поэтический размер: четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.
Метафоры – «вздохи ароматны», «мечты тонут».
Эпитеты – «солнечный», «ароматный», «горючий», «молодой».
Сравнения – юную девушку сравнивают с ландышем, только что появившимся из-под снега.
Персонификации – «тревожный вздох благоухает».
История создания
Свое небольшое, но очень эмоциональное и образное произведение Афанасий Афанасьевич написал в 1854 году во время прогулки по весеннему лесу. Автор, всегда обладавший очень тонким чувством и пониманием красоты природы, был удивлен красотой леса, сбросившего оковы зимы.
Восхищенный мудростью, щедростью и безграничной силой природы, Фет на одном дыхании написал свое изящное стихотворение, центральным образом в котором стал хрупкий, нежный ландыш.
Тема
Основная тема произведения – возрождение весны. Олицетворением наступающей весны и грядущих радостных перемен является первый ландыш, тянущийся к теплым лучам солнца. Природа стремится к солнцу и дарит новую жизнь.
Однако в своем литературном творчестве Фет старался продемонстрировать не только тонкую красоту природы, но и гамму человеческих эмоций. Недаром весна во все времена, у всех народов является символом любви, свежести, молодости и красоты.
Поэтому поэт сравнивает нежный ландыш с юной прелестницей, испытавшей доселе неизвестные ей чувства. По своей неопытности она пока не может их понять, но вздыхает в ожидании счастливых перемен. В «Первом ландыше» лирический герой прямо не указан, но его восторженное настроение пронизывает все произведение.
Недаром Афанасий Афанасьевич сравнивает цветок с девушкой. Как непревзойденный мастер пейзажной поэзии, он умеет провести необычайно точные параллели между природой и человеком, доказывая их неделимое единство.
В цветении ландыша он видит всю прелесть мимолетной молодости. Счастливая пора молодости уходит очень быстро, поэтому так важно наслаждаться каждым моментом жизни. В своем стихотворении Фет пытается донести до читателей простую мысль – истинное счастье и полнота жизни возможны лишь в том случае, если научиться искренне любить окружающий мир. В каждом лепестке, в каждой травинке можно увидеть настоящее чудо, несущее радость и свет.
Композиция
Композиционный строй произведения представлен двумя частями. Первая часть, состоящая из двух строф, описывает весеннее пробуждение природы. Тонкий и изящный образ ландыша как предвестника весны, восхищение воскресшей жизнью усиливает эмоциональный накал, изливающийся в строке – «Как ты пленительна, подарок пылающей весны!».
Во второй части стихотворения, состоящей из одной строфы, автор переходит к философским размышлениям, сравнивая ландыш с молодой девушкой.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.
Жанр
Стихотворение «Первый ландыш» написано в жанре лирической поэзии. Каждый стих в нем проникнут мыслями и чувствами лирического героя.
Средства выразительности
Чтобы придать стихотворению большую эмоциональность, поэт использовал широкий спектр выразительных художественных средств. Проявления весны описываются эпитетами «солнечный», «душистый», «пламенный», «молодой».
Чтобы добавить образов и «оживить» природу, Фет умело пользуется метафорами («вздох ароматен», «сны сбываются»)
и сравнения (сравнение ландыша с девушкой).
В своем творчестве Фет обращается не к разуму, а к эмоциям. Именно поэтому в стихотворении так много восклицаний, призванных подчеркнуть его эмоциональную составляющую.
Комментирование закрыто