Стихотворение Сергея Есенина «Отговорила золотая роща» поражает прекрасными пейзажными зарисовками и честными мыслями об авторе. Центральный мотив произведения – грустные размышления о последних нескольких годах. Они изучают поэзию в 11 классе. Предлагаем вам узнать о нем больше из краткого анализа «Отговаривала Золотая роща» по плану.

Краткий анализ

Тема стихотворения – осенняя пора, мысли о прошедших днях, о сути жизни.

Композиция – Работа содержательно разделена на 2 части: пейзажные зарисовки и философские размышления, вызванные воспоминаниями о былых временах. Формально стихотворение состоит из шести четверостиший, каждое из которых относительно завершено по смыслу.

Жанр: элегия.

Размер стихотворения – пятистопный ямб, перекрестная рифма АБАБ.

Метафоры — «золотая роща уныла веселым березовым языком», «каждый на свете — странник», «конопля снится всем ушедшим из жизни», «журавли несет ветер вдаль», «сиреневые цветы души».

Эпитет — «голая равнина», «широкая луна», «голубой пруд», «веселый юноша», «красная косуля», «сладкий язык».

Сравнения — «как дерево тихо роняет листья, так и я роняю грустные слова».

История создания

Анализируемое стихотворение написано поэтом в 1924 году, за год до его смерти, и поэтому относится к позднему периоду его творчества. Есенин создал его в Константинове. В этот период он много работал, хотя условия для письма были не лучшими. А. Есенина вспомнила, что Сергей Александрович писал несколько часов, не выпрямляя спины. Затем он работал над «Поэмой 36». В то же время это стихотворение появилось на бумаге. Оно было опубликовано в «Бакинском рабочем» и «Красной ниве».

Критики высоко оценили произведение и считали, что оно знаменует новый период в творчестве поэта.

Тема

Размышления о человеческой жизни традиционны для мировой литературы. С. Есенин в анализируемом стихотворении переплетает их с пейзажными мотивами. Таким образом, в нем развито несколько тем: красота осенней природы, быстротечность и суть человеческой жизни.

В стихотворении два ключевых образа – лирический герой и осенняя роща. Они в том же настроении. В первой строфе автор описывает рощу, сбросившую свой золотой плащ. Теперь она больше не может говорить «берёзка, весёлый язык». Журавли вынуждены покинуть свою любимую землю, поэтому грустно летят, но ни о чем не жалеют.

Во второй строфе автор плавно переходит к анализу человеческой жизни. Он считает, что все люди — странники, поэтому нет причин сожалеть об отъезде. Только природа хранит память об усопших.

Третье, четвертое и пятое четверостишие написаны от первого лица. В них лирический герой размышляет о своей жизни. Он стоит один на равнине, поэтому никто и ничто не тревожит его мысли. Только журавли навевают воспоминания о прошлом. Лирический герой считает, что юность его была веселой, но лето он потратил теперь зря «души сиреневый цветок» угас. Тем не менее герой ни о чем не жалеет, он повторяет это несколько раз.

Автор проводит параллель между лирическим «Я», роняющим грустные слова, и деревом, роняющим листья. Лирический герой знает, что время не жалеет ничьей печали. Он готов к тому, чтобы его слова были сметены «в один ненужный комок», поэтому просит потомков рассказать о золотой роще, которая «не рекомендуется со сладкими выражениями».

Композиция

Композиция анализируемого произведения разделена на две части: описания осенней природы и размышления лирического героя о жизни. Одни размышления касаются прошлого лирического героя, другие носят общий характер, поэтому в ряде стихов на первый план выходит лирическое «Я». В строфах стихотворения тесно связаны пейзажные и философские мотивы. Формальная организация его проста: шесть четверостиший, имеющих относительно полный смысл.
Поэтический размер – пятистопный ямб. Схема рифмования в тексте перекрестная АБАБ, присутствуют мужские и женские рифмы.

Жанр

Жанр произведения – элегия, в стихотворении автор размышляет над вечными философскими проблемами. Его мысли наполнены грустью.

Средства выразительности

Стихи С. Есенина очень богаты выразительными средствами. Они помогают показать красоту осенней природы, провести параллель между жизнью человека и природой. В тексте преобладают метафоры: «костёр красной рябины», «золотая роща отговорила весёлым березовым языком», «каждый на свете странник», «конопля снится всем ушедшим», «журавли несет ветер вдаль», «Цветы сирени Селены». Пейзаж дополнен эпитетом: «голая равнина», «широкая луна», «голубой пруд», «нежная юность», «красная косуля», «сладкий язык». Сравнение: «Как дерево тихо роняет листья, так и я роняю грустные слова».

Настроение лирического героя подчеркивается интонацией. Чтобы передать размышление, автор использует риторический вопрос и многоточия.