Пейзажные зарисовки А.С. Пушкина не только отражают красоту природы, но и служат фоном для философских размышлений. Эта особенность продемонстрирована и в стихотворении, о котором пойдет речь в статье. Его изучают в 8 классе. Мы предлагаем вам облегчить подготовку к уроку, воспользовавшись кратким анализом «Осень» по плану.
Краткий анализ
Тема стихотворения – красота осени и зимы, контрастирующая с летом; поэтическое творчество.
Композиция — Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, в котором по смыслу можно выделить несколько частей: пейзажные зарисовки, посвященные разным временам года, рассказ о вдохновении, которое вдохновляет поэта зимой. Формальная организация – 12 частей, из них 11 октав, 1 – моностик.
Жанр: лирическое стихотворение.
Поэтический размер — гекзаметр ямба, перекрестная рифма АВАВ и смыкающаяся ААВВ.
Метафоры — «роща стряхивает последние листья с голых ветвей», «лай собак будит спящие дубравы», «весной я болен; кровь бродит; эмоции и умы ограничены тоской», «мы празднуй ее со льдом и льдом», «хочу закипеть.
Эпитет — «чахоточная дева», «великолепный упадок», сияющая красота».
Сравнения — «как поля, мы страдаем от засухи».
История создания
История создания произведения связана с поездкой Александра Сергеевича в Болдино. Там он имел возможность расслабиться и предаться творчеству. Об этом свидетельствует письмо поэта, адресованное жене. В них Пушкин описал свою болдинскую жизнь, а также признался, что «пропасть он уже написал». Исследователи справедливо считают Болдинский период творчества одним из наиболее продуктивных творческих этапов поэта. Анализируемое стихотворение сохранялось до осени 1833 года, но автор не завершил его полностью.
Тема
В стихотворении мы видим традиционные темы русской и мировой литературы. Автор умело сплетает воедино несколько тем, наиболее выразительными из которых являются следующие: красота осенней и зимней природы, недостатки лета и весны, зимнее вдохновение для поэтического творчества и размышлений о смысле жизни. В связи с темой развивается мысль, что осень и зима вовсе не время для тоски и уныния; если вы сможете увидеть их красоту, они станут источником вдохновения.
В центре стихотворения – лирический герой. Чтобы приблизить его к читателю, автор представляет монолог от первого лица. Герой наблюдает за природой и рассказывает о своих предпочтениях. Он с радостью наблюдает, как деревья сбрасывают листья, пруд и дорога замерзают, а сосед бросается на охоту.
Вторая часть объясняет его радость: он не любит весну из-за грязи и неприятного запаха. Осень – предвестник зимы. А зима покоряет сердце лирического героя белым снегом и бегущими санками.
После краткого зимнего очерка лирический герой приступает к описанию теплого времени года. Они вызывают положительные чувства у большинства людей, но не в лирическом «Я» Пушкина. Он находит летом недостатки, которые досаждают людям: комары, мухи, засуха. В октябрьском соглашении к лету автор создает интересную метафору, в которой отражает русские народные традиции: «мне жаль старуху-зиму, и, проводив ее блинами и вином, мы отмечаем ее поминки мороженым и мороженым
«Блины в этих строках символизируют Масленицу.
Затем лирический герой возвращается к осенним пейзажам. Он восхищается каждым проявлением золотой красоты. Даже увядание называют великолепным. Лирический герой твердо убежден, что осень и зима полезны для его здоровья.
В последних частях стихотворения мы находим описание зимних вечеров, которые лирический герой проводит в своих мыслях. В этот момент им управляет воображение. Так из-под его пера выходят стихи. Процесс поэтического творчества в произведении представлен как нечто происходящее само собой, поэт лишь записывает мысли и рифмы. Завершается произведение риторическим вопросом, который каждый читатель может интерпретировать по-своему.
Композиция
Смысл стихотворения можно разделить на несколько частей: пейзажные зарисовки, посвященные разным временам года, рассказ о вдохновении, которое вдохновляет поэта зимой. Пейзажные зарисовки не располагаются один за другим, а чередуются в несколько хаотичном порядке. Формально произведение состоит из одиннадцати октав (октав) и одного моностика. Особенность формальной организации связана с тем, что работа является незавершенной.
Поэтический размер – гекзаметр ямба. А. Пушкин использует два типа рифмы: перекрестную АВАВ и парную ААВВ.
Жанр
Жанр произведения — лирическая поэма, так как в центре стоит образ лирического героя, который обращается к читателю и рассказывает о своих мыслях и чувствах по отношению к разным временам года.
Средства выразительности
Почти в каждом стихе «Осени» поэт использует средства выразительности. Это основные инструменты раскрытия темы и реализации идеи. Также с их помощью создаются образы природы, воспроизводятся чувства и эмоции лирического героя.
В стихотворении преобладают метафоры: «роща стряхивает последние листья с голых ветвей», «лай собак будит спящие дубравы», «весной я болен; кровяные дрожжи; чувства и разум охвачены тоской», «мы отмечаем ее мороженым и мороженым», «хочу готовить»
. Последний штрих «наносится» посредством эпитета: «пожирающая девственница»
, «роскошный распад»
. Есть только одно сравнение: «Как и поля, мы страдаем от засухи».
Комментирование закрыто