Анализ стихотворения Лермонтова «Осень

Стихотворение «Осень» М.Ю. Лермонтова изучают на уроках литературы в 5 классе. В произведении поэт описывает красоту природы начала осени в традициях русской пейзажной поэзии, передает печаль лирического героя через обилие метафор, эпитетов и персонификаций. В нашей статье вы найдете полный и краткий анализ «Осени» по плану.

Краткий анализ

Тема – описание природы с приходом осени.

Композиция на три четверти объединена в одну строфу, описывающую состояние природы в довольно мрачных красках.

Жанр – лирическое стихотворение описательного характера. В полной версии произведение представляло собой «грустную элегию”.

Размер стихотворения – четырехстопный хорей с перекрестной рифмой.

Метафоры – «месяц поле серебрит», «зеленое ели. сохранили”.

Эпитет – «мрачно-зеленый», «храбрый зверь», «тусклая луна”.

Олицетворение — «листья. крутятся и летят”.

История создания

В 1828 году, в 14-летнем возрасте, Лермонтов написал стихотворение «Осень». Оно было опубликовано в 1829 году. Здесь уже проявились основные мотивы его стихов, навеянные душевными переживаниями молодого поэта. Летние месяцы он проводил в имении своей бабушки; В этом простом и грустном стихотворении поэт описал перемены в природе с приходом осени.

До нас оно дошло не полностью: есть версия, что конец утерян, как это было на следующей странице заметок поэта, которую вырвали. В этот период юноша очень тяжело переживал разлуку с отцом, их конфликт с бабушкой и свои юношеские переживания. Ориентация на романтические мотивы с печальным финалом, по-видимому, была характерна и для этой неоконченной «грустной элегии». В результате мы имеем лирическое стихотворение пейзажного характера.

Тема

Стихотворение относится к пейзажной поэзии, в нем описывается приход осени, чувствуется ее прохладное дыхание. Грустные образы, предчувствие скорых холодов, даже «зверь” попробуй спрятаться в такую ​​погоду. Ее приход неизбежен, и, несомненно, поэт видит красоту во временах года, но романтически-грустное настроение — неизменная черта творчества раннего Лермонтова. В лермонтовской осени нет золотых красок, торжественной красоты и пышных лесных нарядов, как у А. С. Пушкина.

Пейзажные тексты поэта связаны исключительно с душевными переживаниями; они являются отражением внутреннего мира. Простые описательные стихотворения не типичны для творчества Лермонтова; его природа всегда находится в гармонии с человеческой душой. Лирический герой стихотворения не очевиден, но его взгляд проводит нас сквозь осенние образы, которые меняются, чередуются и несут явный отпечаток личности автора. «мрачный» зеленый, «висячий” ель, «тусклый” месяц – все это восприятие осени лирическим героем, который видит в ней тоску и угасание. Поскольку произведение Лермонтова не закончено, определить основную идею сложно. До нас дошло чисто описательное лирическое повествование, смысл которого – передать образы грядущей осени.

С детства М.Ю. Лермонтова наблюдательность, особое поэтическое мышление и художественное преобразование окружающей действительности. В стихотворении чувствуется скука и «усталость» лирического героя от неизбежного круговорота природы.

Композиция

Стихотворение состоит из трех четверостиший, объединенных в одну строфу. Лирический герой наблюдает изменения в природе; они кажутся ему грустными и мрачными. Вид природы создает общий тон стихотворения. Строфа, содержащая философскую составляющую, не сохранилась. Синтаксически стихотворение состоит из трёх небольших предложений. В стихотворении описаны образы, возникающие в разное время суток, поэтому это общая картина увядающей осенней природы. Это видно из упоминания о полуденном отдыхе пахаря и содержания двух последних стихов: «Ночью луна слаба, и поле светится лишь серебром сквозь туман”.

Жанр

Исследователи творчества Лермонтова склоняются к мнению, что это элегия. Однако сохранившийся отрывок дает нам право воспринимать его как лирическое стихотворение описательного характера. Стихотворение написано четырехстопным хореем, использована перекрестная рифма. Чередуются женские и мужские рифмы, которым еще недостает той оригинальности и богатства, которые появились позднее в зрелых стихах поэта.

Средства выразительности

Юный автор использует эпитеты, чтобы образно передать увиденные им осенние пейзажи: «тусклый месяц», «хмуро-зеленый», «храбрый зверь”. Метафоры «месяц делает поле серебряным» и «ели зелёное. сохранили” они создают образы природы духовно, мистически, живя своей особой жизнью. Персонификация играет ту же роль «листья..кружатся и летят” — они как птицы.

В стихотворении присутствуют инверсные предложения, где порядок слов непрямой, это придает стихотворению поэтичность и дает возможность подчеркнуть интонацию отдельных фраз.