В позднем творчестве А. Фета преобладают философские мотивы, а также мысли, навеянные горьким опытом его личной жизни. Ярким примером тому является стихотворение, о котором пойдет речь в статье. В школе его изучают в 10 классе. Предлагаем вам ознакомиться с кратким разбором «В одно касание управлять живой лодкой» по плану.

Краткий анализ

Тема стихотворения – роль поэта и поэзии, человека искусства в общественной жизни.

Композиция — стихотворение — представляет собой законченный, пламенный монолог лирического героя, который невозможно разделить на смысловые части. Формально произведение разделено на три четверти, но написано одним предложением.

Жанр: лирическое стихотворение.

Размер стихотворения – пятистопный ямб, перекрестная рифма АБАБ.

Метафоры – «подняться волной в иную жизнь, понюхать ветер с цветущих берегов», «вдруг порадоваться неизведанному, родному», «придать сладость тайным бедам».

Эпитеты – «тусклый сон», «гладкий песок», «цветущие пляжи», «избранная песня».

История создания

Анализируемое стихотворение написано А. Фетом в зрелом возрасте, когда поэт находился в депрессивном состоянии. Он сожалел об ужасной ошибке, которую совершил в юности. Однажды поэт бросил свою любимую девушку Марию Лазич из-за тяжелого финансового положения. Его невестой стала богатая Мария Боткина. Поэт испытывал к ней симпатию, но так и не смог по-настоящему полюбить свою жену.

Поэт всю свою жизнь посвящал стихи Лазичу. В 1887 году было написано произведение «Одним прикосновением прогнать живую лодку», где автор пытается переосмыслить свою жизнь. Прямого упоминания о любви к Лазичу нет, но зная биографию автора, нетрудно догадаться, чем продиктованы строки. А. Фет хотел включить произведение в сборник «Вечерний свет», но не сделал этого по ошибке. В результате стихи были опубликованы уже после смерти автора.

Тема

Литература является благодатной почвой для разработки философских тем о человеческой жизни и человеческих судьбах. Они также раскрываются в анализируемом стихотворении. В ее центре — лирический герой, полный решений «одним толчком отогнать живую лодку». Лодка относится к человеку, а волны, о которых пойдет речь ниже, символизируют жизнь.

Герой очень хочет услышать запах «цветущие пляжи». Судя по всему, этот образ относится к прекрасным чувствам, которые способен испытывать человек. Лирический герой стремится заменить свою печальную жизнь новыми ощущениями и чувствами, наконец закричать о том, о чем еще не смеет говорить язык.

И только в последней строфе поэт называет того, кто знает все это: только настоящего творца. А. Фет уверен, что суть «певца» — пробуждать сердца людей и их эмоции.

Композиция

Анализируемое произведение представляет собой монолог лирического героя, который невозможно разделить на части по смыслу, поскольку целое представляет собой мысль о цели поэта и поэзии. Формально стихотворение состоит из четырёх четверостиший. Текст представляет собой сложное предложение, усиливающее действие одной мысли.

Поэтический размер – пятистопный ямб. А. Смелый использовал перекрестную рифму ABAB.

Жанр

Жанр — лирическое стихотворение, поскольку лирический герой провозглашает свои сокровенные мысли об истинном предназначении поэта.

Средства выразительности

Стихотворение богато выразительными средствами. Поэт «ткет» содержание из метафор: «подняться волной в иную жизнь, почувствовать запах ветра с цветущих берегов», «вдруг порадоваться неизведанному, милый», «придать сладость тайным огорчениям». Большинство метафор построено на символических образах. Выразительность описываемому придает следующий эпитет: «скучный сон», «гладкие пески», «цветущие берега», «избранные песни».