Анализ стихотворения Ломоносова «Вознесение Елизаветы. Ода

Михаил Васильевич Ломоносов известен не только как выдающийся ученый, но и как талантливый писатель и поэт, внесший большой вклад в русскую литературу. Одно из его знаменитых произведений – «Ода в день восшествия на всероссийский престол Ее Величества императрицы Елизаветы Петровны 1747 года». Предлагаем краткий анализ «Оды ко дню восшествия на престол…» по плану, который поможет вам подготовить урок литературы в 8 классе.

Краткий анализ

Тема произведения – прославление великих свершений императрицы Елизаветы Петровны.

Композиция — Произведение условно состоит из трех частей: в первой части прославляется монарх, во второй описываются богатства и возможности России, в третьей части вновь воздается хвала мудрому правителю.

Жанр – Ода.

Поэтический размер – четырехстопный ямб с использованием перекрестной, куплетной и кольцевой рифмы.

Метафоры – «дайте. плоды ума».

Эпитеты – «щедрый», «земной», «большой», «глубокий», «жестокий».

Сравнения – «душа ее зефира спокойнее», «вид прекраснее рая».

Персонификации – «Вихрь, не смей реветь», «Марс испугался».

Гипербола – «через горы, реки и моря».

Старославянизмы – «степень», «дочь», «шея», «см».

История создания

«Ода на день воцарения…» была написана Михаилом Васильевичем в 1747 году, к шестой годовщине знаменательного события – восшествия на престол Елизаветы Петровны. В своем творчестве он отметил положительные стороны правления новой императрицы, продолжавшей добрые начинания Петра I.

Елизавета занялась реструктуризацией Академии наук: утвердила новый состав и новый указ, вдвое увеличила средства, необходимые для нужд Академии, всячески поддерживала науку и российских ученых.

В этот же период весьма актуальным стал вопрос о возможном вступлении России в новую войну. Коалиция Австрии, Голландии и Англии предложила российскому правительству участвовать в войне против Франции и германских государств за право получения австрийского наследства.

В своем произведении Ломоносов не только прославляет Елизавету за ее стремление вывести Россию на новый уровень образования, но и предостерегает от вступления в войну, настаивая на мирной программе развития государства.

Тема

Центральной темой произведения является прославление великих подвигов императрицы Елизаветы Петровны, которая, по мнению автора, избрала правильный курс в управлении Российским государством.

Но вместе с тем автор умело вплетает в оду более важные темы: развитие науки и образования, возможность государства, процветающего только в мирное время, любовь к Родине.

Основная идея произведения – долг перед отечеством, служба, которая является высшей наградой и честью для каждого человека, будь то простой труженик или монарх.

По сути, ода представляет собой послание, адресованное не только императрице, но и современникам и потомкам поэта. Он страстно мечтает о процветании и благополучии России, ее духовном развитии, жизни в мирное время, без войн и лишений.

Композиция

Композиция произведения полностью соответствует основным правилам построения оды и состоит из трех условных частей, логически связанных между собой.

В первой части стихотворения поэт выражает свою радость и восхваляет императрицу и ее заслуги перед отечеством. Он также прославляет прошлые достижения государства и его правителей, с особым восхищением вспоминая Петра I и его знаменитые реформы. По мнению автора, именно от него Елизавета приняла эстафету великих подвигов.

Во второй части поэт постепенно отходит от личности правителя и акцентирует внимание на величественном образе России с ее бескрайними просторами, неисчерпаемыми природными ресурсами и огромным творческим и духовным потенциалом. Укрепление и обогащение государства он видит в развитии науки, а будущее страны в образованной, просвещенной молодежи.

Последняя часть произведения вновь прославляет монарха за его действия, направленные на благо родины.

Жанр

Произведение написано в жанре оды, который был любимым литературным жанром Ломоносова. Это торжественное произведение, призванное прославить значимого человека или важное событие, и в написании од Михаилу Васильевичу не было равных.

Поэтический размер произведения — четырехстопный ямб, также любимый размер Ломоносова. Он пользовался этим с большим мастерством, придавая произведению особую торжественность, звучность и музыкальность.

Рифма в этом произведении также заслуживает особого внимания. Первые четыре строки характеризуются перекрестной рифмой, за ними следуют 2 строки парной рифмы, и стихотворение заканчивается кольцевой рифмой.

Средства выразительности

Произведение отличается невероятным разнообразием художественных средств, с помощью которых ода приобретает торжественный, высокий стиль. Среди них есть сравнения («на душе ее зефир спокойнее», «Зрелище прекраснее рая»), имитации («вихрь, не смей реветь», «Марс боялся«), гиперболы («над горами, реками и морями»), старославянство («радуйся», «доченька», «шея», «см»), метафоры («ги…сумасшедшие фрукты»).

Особое место занимают невероятно красочные и образные эпитеты: «щедрый», «земной», «великий», «глубокий», «жестокий».

Благодаря умелому использованию выразительных средств автору удается полностью раскрыть свой творческий замысел.