Михаил Васильевич Ломоносов известен не только как выдающийся ученый, но и как талантливый писатель и поэт, внесший большой вклад в русскую литературу. Одно из его знаменитых произведений – «Ода в день восшествия на всероссийский престол Ее Величества императрицы Елизаветы Петровны 1747 года». Предлагаем краткий анализ «Оды ко дню восшествия на престол…» по плану, который поможет вам подготовить урок литературы в 8 классе.
Краткий анализ
Тема произведения – прославление великих свершений императрицы Елизаветы Петровны.
Композиция — Произведение условно состоит из трех частей: в первой части прославляется монарх, во второй описываются богатства и возможности России, в третьей части вновь воздается хвала мудрому правителю.
Жанр – Ода.
Поэтический размер – четырехстопный ямб с использованием перекрестной, куплетной и кольцевой рифмы.
Метафоры – «дайте. плоды ума».
Эпитеты – «щедрый», «земной», «большой», «глубокий», «жестокий».
Сравнения – «душа ее зефира спокойнее», «вид прекраснее рая».
Персонификации – «Вихрь, не смей реветь», «Марс испугался».
Гипербола – «через горы, реки и моря».
Старославянизмы – «степень», «дочь», «шея», «см».
История создания
«Ода на день воцарения…» была написана Михаилом Васильевичем в 1747 году, к шестой годовщине знаменательного события – восшествия на престол Елизаветы Петровны. В своем творчестве он отметил положительные стороны правления новой императрицы, продолжавшей добрые начинания Петра I.
Елизавета занялась реструктуризацией Академии наук: утвердила новый состав и новый указ, вдвое увеличила средства, необходимые для нужд Академии, всячески поддерживала науку и российских ученых.
В этот же период весьма актуальным стал вопрос о возможном вступлении России в новую войну. Коалиция Австрии, Голландии и Англии предложила российскому правительству участвовать в войне против Франции и германских государств за право получения австрийского наследства.
В своем произведении Ломоносов не только прославляет Елизавету за ее стремление вывести Россию на новый уровень образования, но и предостерегает от вступления в войну, настаивая на мирной программе развития государства.
Тема
Центральной темой произведения является прославление великих подвигов императрицы Елизаветы Петровны, которая, по мнению автора, избрала правильный курс в управлении Российским государством.
Но вместе с тем автор умело вплетает в оду более важные темы: развитие науки и образования, возможность государства, процветающего только в мирное время, любовь к Родине.
Основная идея произведения – долг перед отечеством, служба, которая является высшей наградой и честью для каждого человека, будь то простой труженик или монарх.
По сути, ода представляет собой послание, адресованное не только императрице, но и современникам и потомкам поэта. Он страстно мечтает о процветании и благополучии России, ее духовном развитии, жизни в мирное время, без войн и лишений.
Композиция
Композиция произведения полностью соответствует основным правилам построения оды и состоит из трех условных частей, логически связанных между собой.
В первой части стихотворения поэт выражает свою радость и восхваляет императрицу и ее заслуги перед отечеством. Он также прославляет прошлые достижения государства и его правителей, с особым восхищением вспоминая Петра I и его знаменитые реформы. По мнению автора, именно от него Елизавета приняла эстафету великих подвигов.
Во второй части поэт постепенно отходит от личности правителя и акцентирует внимание на величественном образе России с ее бескрайними просторами, неисчерпаемыми природными ресурсами и огромным творческим и духовным потенциалом. Укрепление и обогащение государства он видит в развитии науки, а будущее страны в образованной, просвещенной молодежи.
Последняя часть произведения вновь прославляет монарха за его действия, направленные на благо родины.
Жанр
Произведение написано в жанре оды, который был любимым литературным жанром Ломоносова. Это торжественное произведение, призванное прославить значимого человека или важное событие, и в написании од Михаилу Васильевичу не было равных.
Поэтический размер произведения — четырехстопный ямб, также любимый размер Ломоносова. Он пользовался этим с большим мастерством, придавая произведению особую торжественность, звучность и музыкальность.
Рифма в этом произведении также заслуживает особого внимания. Первые четыре строки характеризуются перекрестной рифмой, за ними следуют 2 строки парной рифмы, и стихотворение заканчивается кольцевой рифмой.
Средства выразительности
Произведение отличается невероятным разнообразием художественных средств, с помощью которых ода приобретает торжественный, высокий стиль. Среди них есть сравнения («на душе ее зефир спокойнее», «Зрелище прекраснее рая
»), имитации («вихрь, не смей реветь», «Марс боялся
«), гиперболы («над горами, реками и морями
»), старославянство («радуйся», «доченька», «шея», «см
»), метафоры («ги…сумасшедшие фрукты
»).
Особое место занимают невероятно красочные и образные эпитеты: «щедрый», «земной», «великий», «глубокий», «жестокий
».
Благодаря умелому использованию выразительных средств автору удается полностью раскрыть свой творческий замысел.
Комментирование закрыто