Все творчество Александра Сергеевича Пушкина, особенно раннего периода, проникнуто свободолюбием и стремлением открыто выражать свои мысли. Именно к таким произведениям относится ода «Свобода», написанная поэтом сразу после окончания лицея. Предлагаем к рассмотрению краткий анализ оды «Свобода» по плану. Ее тщательный анализ поможет вам подготовиться к уроку литературы в 9 классе.
Краткий анализ
Тема стихотворения – недовольство господствующей в России абсолютной монархией и утверждение единого для всех закона.
Композиция — Произведение условно разделено на три части: в первой части автор делится с читателями своей миссией, во второй он прославляет закон и порядок, а в третьей призывает монархов склонить головы перед законом.
Жанр – Ода.
Поэтический размер – четырехстопный ямб.
Метафоры – «гроза королей», «свобода как гордый певец».
Эпитеты – «катастрофа», «роковая», «благородная».
Персонификации – «закон молчит», «сон тягостен».
История создания
В 1817 году юный Александр Пушкин блестяще окончил Царскосельский лицей, где воспитывались дворянские дети – будущие чиновники и верные подданные царского правительства. Но благодаря прекрасным педагогам, прививавшим ученикам идеалы чести, свободы и равенства, учебное заведение, наоборот, стало оплотом свободомыслия.
Стоит отметить, что война 1812 года изменила настроения общества, особенно взгляды передового дворянства на самодержавие в России. Не были исключением и молодые лицеисты, желавшие видеть свое отечество свободным, сильным и просвещенным.
Все эти условия оказали большое влияние на Пушкина как поэта. Его раннее творчество отличалось рвением, свободолюбием и юношеским максимализмом. Одним из самых ярких произведений этого периода стала поэма «Вольность», написанная Александром Сергеевичем в 1817 году.
На момент написания вчерашняя выпускница гостила у своих братьев Тургеневых в петербургской квартире на Фонтанке. Из окон открывался живописный вид на Михайловский замок, в котором в свое время был убит император Павел I. Скорее всего, эта картина побудила молодого поэта написать довольно смелое стихотворение.
При жизни Александра Сергеевича ода ни разу не была опубликована; более того, оно стало одной из веских причин его ссылки в далекую Одессу. Впервые произведение стало доступно читателям в 1856 году, когда Герцен опубликовал его в лондонском сборнике «Полярная звезда».
Тема
Центральная тема — протест против абсолютной монархической власти в России, почитание закона и утверждение вечных идеалов свободы, гуманности и равенства.
В своем стихотворении Александр Сергеевич раскрывает главную проблему общества первой половины XIX века – беззаконие, произвол и вседозволенность правящих монархов. Он смело выражает свою буржуазную позицию, потому что остро чувствует беззащитность простого русского человека перед властью.
Решение столь глобальной государственной проблемы Пушкин видит в установлении общего для всех закона, смыслом которого является равенство людей во всех социальных слоях общества.
Ода наполнена глубокими чувствами автора и является мощным призывом к самым решительным действиям. Эта работа заставляет задуматься тех, кто совершает беззаконие, и призывает их делать свою жизнь лучше и справедливее.
Композиция
Композиция произведения условно разделена на три основные части. Первая часть вводная — в ней Пушкин в образе лирического героя говорит о своей главной задаче – «воспевать свободу миру
».
Во второй части произведения раскрывается основная идея, согласно которой закон «над короной и троном
Лирический герой упоминает таких монархов, как Наполеон, Людовик, Павел I, что живописно изображает судьбу русской монархии.
В последней части поэт призывает самодержцев чтить закон превыше всего.
Жанр
Когда поэт писал стихотворение, он выбрал жанр оды, придав ей форму лирического монолога. Поэтический размер – четырехстопный ямб. Динамика, экспрессия и эмоциональная насыщенность произведения достигаются за счет безударной рифмы и смешанных строф.
Средства выразительности
Произведение написано очень ярко, эмоционально, красочно. Подобный эффект поэт смог добиться благодаря умелому использованию различных художественных средств.
Чтобы придать образам наибольшую выразительность, поэт использует эпитеты («катастрофический», «женоподобный», «фатальный», «благородный
«). Также в произведении много ярких метафор («свобода, как гордый певец», «Гроза королей
«) и персонификации («закон молчит», «спящие бремена
«), риторические вопросы и обращения.
Комментирование закрыто