Анализ басни «Обоз»

Одна из популярных басен И. А. Крылова «Обоз» написана в 1812 году и имеет непосредственное отношение к Отечественной войне. В характерной для поэта аллегорической форме он прославил действия великого русского полководца М. И. Кутузова. На нашем сайте представлен краткий анализ «Обоза» Крылова, который будет полезен при подготовке к уроку литературы в 8 классе.

Краткий анализ

Тема – Контраст между мудростью и пылом; необоснованная критика осторожности и опыта.

Композиция – В основе произведения лежит аллегория; как и в большинстве басен, последние строки содержат мораль.

Жанр: Басня.

Поэтический размер – гетерометр ямба.

Метафоры – «нес на крестце», «какой осел!».

Эпитеты – «крутой», «молодой», «хваленный», «плохой».

Персонификации – «шел конвой», «были толчки».

Сравнения — «в форме рака».

История создания

Басня была написана Крыловым под впечатлением от выбранной тактики во время Отечественной войны 1812 года. Все ожидали молниеносной реакции Кутузова на продвижение врага вглубь страны, но мудрый полководец действовал по своему усмотрению и избегал прямых атак вглубь страны всеми возможными способами. Такое поведение вызвало большое раздражение у властей и придворных кругов, но именно такая стратегия позволила Кутузову значительно ослабить врага и окончательно разгромить его.

Тема

В произведении автор раскрыл тему мудрого поведения, которое всегда приводит к положительному результату. Напротив, спешка, рвение и необдуманность становятся причиной печального конца. Давать советы и критиковать других совсем не сложно, но решить проблему способен не каждый.

Композиция

В басне «Обоз», как и во многих других баснях, использован прием иносказания: когда рассказывается о лошадях и их поведении, автор имеет в виду слова и действия людей. В конце басни автор выделил мораль в отдельное четверостишие.

Жанр

Произведение написано в жанре басни; метр – ямб пестрый (количество стоп в строках варьируется).

Средства выразительности

Автор щедро наделяет произведение различными художественными средствами. Среди них метафоры («носил его на крестце», «какая задница!«), эпитет («классный», «молодой», «хваленный», «бедный»), имитации («была колонна», «были толчки«), сравнения («скульптуры как рак»).