Стихотворение «Облако в штанах» занимает особое место в творчестве Маяковского. Краткий анализ «Облака в штанах» поможет вам понять, что стихотворение состоит из четырех частей и является революционным. Анализ произведения можно использовать в качестве подготовки к уроку литературы в 11 классе.

Краткий анализ

Тему стихотворения — центральную тему можно назвать темой любви, но к ней добавляется еще тема поэта и толпы, нового искусства, отрицания господствующего строя и, наконец, отрицания Бога.

Композиция — стихотворение разбито на части, каждая из которых имеет свою тему, и если в первой части лирический герой ждет встречи со своей любовью, а затем отрицает это чувство, то в последней он обвиняет Бога в том, что он не позаботился для человека, не подарила ему счастливой любви. Всего частей четыре.

Жанр: стихотворение-тетраптих.

Поэтический размер — ударный стих, в котором проявилось новаторство Маяковского как поэта.

Эпитеты – «толстый лакей», «засаленный диван», «размягченный мозг”.

Метафоры — «кровавый сердечный клапан», «и кембрийская гостиная, декоративный чиновник в ангельском лиге“.

Гипербола – «его не выбьешь, это просто сплошные губы“.

Сравнение – «мужчины, измученные, как больница», «женщины, измученные, как пословица“.

Оксюморон – «пульс мертвеца“.

История создания

Владимир Маяковский задумал свое стихотворение еще до знакомства с Марией Денисовой; первоначально он должен был называться «Тринадцатый апостол». Но на самом деле история его создания начинается во время поездки футуристов в Россию. Встреча с красавицей; ее отказ вступить с ним в близкие отношения глубоко ранил Маяковского и в то же время дал ему большой творческий порыв: в июле 1915 года он завершил стихотворение, начатое в 1914 году. Брюки» опубликовало издательство «Осип Кусок». Второе издание вышло в 1916 году, и оба были сильно вырезаны цензурой.

Тема

Стихотворение Маяковского интересно еще и тем, что, несмотря на наличие центральной темы, оно многотематично, а остальное можно проследить по главам.

Итак, в первой главе лирический герой ждет свою возлюбленную (Маяковский никогда не скрывал, кому посвящено его произведение), и это ожидание для него скорее мучительно, чем приятно. Он понимает, что надежды на взаимное чувство нет, но все же готов выслушать слова Марии. Тема второй части — поэзия, которая, по Маяковскому, должна быть поэзией борьбы — но не все произведения и творцы соответствуют этому образу. Третья часть – это отрицание всей государственной системы, которая жестока и бесчеловечна. Здесь возникает образ тринадцатого апостола из первоначального названия поэмы – это человек, противостоящий хозяевам жизни.
Наконец, в четвертой части Маяковский вновь возвращается к теме любви, которая на этот раз тесно связана с темой Бога: поэт не только отрицает религию, он высмеивает самого Творца, не давшего людям возможности стать счастливая любовь. Лирический герой пытается передать свои чувства возлюбленной – но остается с кровоточащим сердцем.

Композиция

Работа состоит из четырех частей. Четырехчастная композиция стихотворения позволяет поэту рассмотреть все грани своих чувств и выразить свой взгляд на жизнь, который можно выразить в одной крылатой фразе «Согласен с!” — и любовь, и современное общество, и сам Бог. В этом главный смысл и послание всего произведения.

Жанр

Жанр этого произведения – стихотворение. Сам Маяковский говорил, что это «четыре крика в четырех частях”. «Облако в штанах» он считал катехизисом современного искусства — оно поистине новаторское по форме и бунтарское по содержанию.

Средства выразительности

Поэзия Маяковского была максимально острой – он использовал разнообразные выразительные средства, чтобы наиболее ясно донести до читателя свою мысль. «Облако в штанах», относящееся к дореволюционному периоду его творчества, уже выглядит манифестом. Оно использует:

  • эпитет – “лакей с избыточным весом“, “жирный диван“, “размягченный мозг”;
  • метафоры – “кровавый сердечный клапан“, “и кембрийская гостиная, награжденный чиновником ангельской лиги“;
  • гипербола – “его не выбить, так что это просто сплошные губы“;
  • сравнения – “мужчины устроили больницу“, “женщины, измученные как поговорка“;
  • оксюморон – “пульс мертвеца“.

Ритм стихотворения новаторский: использован модернистский подход, когда за точку отсчета принимаются маршевый ритм и биение пульса. Все выразительные средства в нем использованы не для красоты стиля, а для более точной и лаконичной передачи той мысли, которую поэт вложил в свои строки.