Анализ стихотворения Маяковского «О дряни

Владимир Владимирович Маяковский – одна из ключевых фигур русской литературы Серебряного века. Значительный пласт творчества поэта составляет сатирическое высмеивание пороков общества, что ярко продемонстрировано в стихотворении «О дряни». Краткий разбор «На мусоре» по плану позволит учащимся 11 класса пройти полноценную подготовку к уроку литературы.

Краткий анализ

Тема стихотворения — протест против буржуазии, высмеивание ее пороков.

Композиция. Композиционные блоки очень произвольны. Стихотворение состоит из начала, экспозиции, кульминации и развязки.

Жанр – Инвектива.

Поэтический метр — Акцентный стих.

Резкие, грубые слова – «мразь», «задницы», «мурло», «мусор».

Уменьшительные суффиксы – «спальня», «крыша».

Гипербола – «Низы, крепкие, как раковины, упрямы с пятилетнего сиденья…».

Неологизмы – «бешеная канарейка», «фигура».

История создания

Будучи, прежде всего, не только поэтом, но и гражданином своей страны, Владимир Владимирович никогда не оставался в стороне от событий, происходивших в ней. Он обладал удивительной способностью замечать все нарывы ​​окружающей действительности и открыто выставлять их на всеобщее обозрение. Более того, его методы зачастую были ироничными, уродующими и крайне бесчеловечными.

Беспощадное перо Маяковского уловило самую суть господствовавших в обществе пороков и высмеяло их в резкой и беспристрастной форме. Еще одним подтверждением этого стало произведение «О дряни», написанное поэтом в 1921 году. Пережив свержение самодержавия и зверства гражданской войны, общество начало привыкать к новым условиям жизни.

Однако не все граждане смогли искренне проникнуться идеями революции и жить в согласии с ними. Подражая себе в новой среде, они по-прежнему исповедовали свои старые буржуазные ценности. Именно этим людям, буржуазным по духу, поэт-бунтарь посвятил свои строки.

Тема

Основная тема произведения – осуждение мещанства, сумевшего прекрасно приспособиться на обновленной земле. Однако поэт сразу предупреждает, что он ничего не имеет против мещанства как класса. Прежде всего он высмеивает тех людей, чья сущность представляет собой смесь дерзости, пошлости и двуличности.

Такое отношение поэта к мещанству легко понять. В суровые времена гражданской войны погибло немало достойных людей, самоотверженно пожертвовавших собственной жизнью во имя высоких идеалов. Хотя каждый «мусор» прятались по теплым углам и ждали трудных времен. Победа большевиков и восстановление мирной жизни стали причиной того, что «Вращение бургера» чувствовали себя в безопасности и даже смогли адаптироваться к новым условиям.

Будучи отчаянным идеалистом, Маяковский всем своим существом жаждал полной и безоговорочной победы нового строя над остатками буржуазного общества. Однако этого не произошло, о чем горько сожалеет поэт в своем творчестве.

В стихотворении «О хламе» он рисует типичные образы современных обывателей: безымянный служащий, устроивший «уютный офис» в одном из государственных учреждений, а его супруга – «Товарищ Надя». Все общение пары сводится к разговорам об улучшении собственного мирка. Но в то же время они делают все, чтобы создать видимость людей новой формации, и делают это хорошо.

В стихотворении большое внимание уделяется теме буржуазной жизни, которая поглощает все мысли и действия простых людей. Поэт рисует обязательные атрибуты сытой и безбедной жизни буржуазии: самовар, фортепиано, кот, клетка с канарейкой. Но при этом в их доме обязательно будет свежий номер «Известий», а на стене портрет идейного лидера.

Резкое неприятие поэтом мещанства обусловлено тем, что он прекрасно осознает, насколько оно опасно для общества. Таких людей много среди чиновников и в рядах государственного аппарата, и это представляет большую угрозу всей идее коммунизма.

Композиция

Стихотворению «О хламе» свойственна весьма своеобразная композиционная структура: оно состоит из 8 строф разной длины – от однострочных (1 строфа) до многострочных (28 строк – 7 строф). Произведение начинается с похвалы поэту, которая в следующий момент сменяется горькой сатирой. Это своего рода начало стихотворения.

В следующих 6 строфах Маяковский делится своими мыслями о причинах «живучести» мещанства в Советском Союзе. Он ярко и красочно описывает образ типичной семейной пары из среднего класса.

Последняя строфа содержит кульминацию произведения, гневную речь изображенного на картине Карла Маркса, который терпеть не мог махрового мещанства.

Стихотворение написано, как и многие произведения Маяковского, ударным стихом (размером тонического стихосложения, где число безударных слогов между ударными слогами может превышать 4 слога).

Жанр

Признанный королем сатирической поэзии, Маяковский написал стихотворение «О дряни» в жанре инвективы (разновидность брошюры).

Средства выразительности

Для создания яркого образа советского обывателя Владимир Владимирович использует широкий спектр художественных средств. Первое, что бросается в глаза, это обилие грубых, резких слов: «подонки», «задницы», «мурло», «мусор».

Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов подчеркивает пренебрежительное отношение поэта к буржуазной жизни: «спальня», «потолок».

Выражение представлено как гипербола, доходящая до абсурда «Поза, твердая, как раковина, упряма с пятилетнего сиденья…».

Для повышения выразительности стихотворения Маяковский принимает неологизмы, гармонично дополняющие его неповторимый стиль: «бешеная канарейка», «фигуративный».