Анализ стихотворения Пушкина «Няня

Арина Родионовна была не только няней А.С. Пушкина, но и советчиком и верным другом. Поэт запечатлел ее образ в своих произведениях. Одна из самых известных – «Няня». Это послание, пронизанное теплом, уважением и благодарностью. Школьники изучают его в 5 классе. Предлагаем вам ознакомиться с кратким разбором «Няни» по плану.

Краткий анализ

Тема стихотворения – воспоминания о няне.

Композиция — Стихотворение создано в форме монологического обращения к няне. Оно не разделено на смысловые части, каждая строка представляет собой деталь портрета пожилой женщины, произведение не разбито на строфы.

Жанр – сообщение.

Поэтический размер — написан четырехстопным ямбом, перекрестная рифма АБАБ.

Метафоры – «подруга моих тяжелых дней», «спицы с каждой минутой замедляют ход», «тоска, предчувствия, переживания постоянно давят на грудь».

Эпитет – «пустынный голубь», «морщинистые руки», «забытые врата», «черная далекая тропа».

Сравнение – «горюешь, как по часам».

История создания

А. С. Пушкин вырос в дворянской семье, его воспитанием занималась няня Яковлева Арина Родионовна. Женщина была фермером. Она относилась к Александру Сергеевичу как к собственному ребенку. Няня стала для поэта настоящим другом и повлияла на его творчество. Арина Родионовна знала множество сказок и легенд и с удовольствием рассказывала их своим ученикам. Позже эти истории вдохновили поэта на создание прекрасных строк.

В 1824 – 1826 годах Александр Сергеевич находился в ссылке в имении Михайловском. Этот период был для поэта непростым: друзья навещали его очень редко (это было запрещено), а родной отец следил за ним и был готов доложить начальству о любом «неосторожном» шаге сына. Арина Родионовна осталась ее единственной спутницей. В беседах с ней поэт находил душевное утешение и покой.

В 1826 году А. Пушкин написал анализируемое стихотворение, которое было опубликовано посмертно. Оно вошло в сборник сочинений Александра Сергеевича, изданный в 1855 году. Следует отметить, что произведение незакончено, и название ему дали издатели, а не автор.

Тема

В стихотворении А. Пушкин раскрыл тему воспоминаний о своей няне. Для этого он выбирает распространенную в литературе форму обвинения. В центре произведения – пожилая женщина и лирический герой.

Уже первые строки показывают, какое место занимала няня в жизни лирического героя: она друг, переживший вместе с ним трудные времена. Лирический герой называет женщину «дряхлый голубь«, тем самым указывая на ее возраст.

Няня доживает свои годы одна в лесу. Ее ученик уверен, что его ждет старая няня, и не отходит от окна в маленькой комнате. Она прислушивается к каждому шороху, поэтому спицы в ее руках часто замерзают. Сердце героини наполнено тоской и предчувствием, а взгляд устремлен на дорогу.

Лирический герой понимает, что у него нет возможности часто навещать дорогого его сердцу человека. Чтобы не мучить няню напрасными ожиданиями и пустыми надеждами, герой заявляет, что ей все только кажется.

В контексте данной темы автор передает мысль о том, что мы всегда должны помнить о своих близких, даже на расстоянии они – наша поддержка и утешение.

Композиция

Композиция стихотворения проста, линейна. Оно создано в форме монологического обращения к няне. Работа не разделена на смысловые части; каждый стих — деталь портрета пожилой женщины. Оно также не разделено на строфы.

Жанр

Жанр произведения – послание, поскольку строки адресованы няне. Поэтический размер – четырехстопный ямб. Автор использовал перекрестную рифму АБАБ. В тексте присутствуют мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Инструмент создания образа няни и передачи чувств лирического героя – средство выразительности. В тексте есть метафоры – «подруга моих трудных дней», «спицы колеблются каждую минуту», «тоска, предчувствия, тревоги постоянно давят на грудь», эпитет – «дряхлый голубь», «морщинистые руки», «забытые врата», «черная далекая тропа» и сравнение – «Ты скорбишь, как будто ты на часах».