Анализ стихотворения Лермонтова «Нищий

Стихотворение «Нищий» М.Ю. Лермонтова изучают на уроках литературы в 9 классе. Это пример любовной поэзии, где ситуация нищего, просящего милостыню у церкви, сравнивается с безнадежной любовью самого поэта. Полный и краткий анализ «Нищего» по плану вы найдете в нашей статье, который поможет вам подготовиться к уроку, сделать более глубокий анализ стихотворения и познакомиться с идеей и историей произведения создание произведения.

Краткий анализ

Тема – человеческое черствость, равнодушие, гнев и непонимание.

Композиция представляет собой три строфы с четким разделением лирического действия.

Жанр – лирическое стихотворение с чертами притчи и элегии.

Размер стихотворения – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры – «живая мука”.

Эпитеты – «увядший бедняк», «лучшие чувства», «горькие слезы”.

Противоположностью являются «хлеб» и «камень”.

История создания

Стихотворение было написано в 1830 году. Это лето молодой поэт провел в подмосковном имении Середниково, где познакомился с красавицей Екатериной Сушковой. Шестнадцатилетний мальчик был на два года моложе ее, поэтому его внимание не воспринималось всерьез; девушка высмеивала его чувства.

Однажды, посещая Троице-Сергиеву Лавру, Лермонтов услышал рассказ о нищем, который жаловался на бессердечие молодежи. Вместо милостыни шутники клали в его чашу камни. Рассказ настолько впечатлил Лермонтова, что в тот же день он написал стихотворение «Нищий», в котором провел параллель со своим мучительным горем. Девушка произвела на юного Лермонтова такое сильное впечатление, что долгие пять лет его сердце разрывалось от несчастной любви. Это были плохие, плохие отношения. Лермонтов написал целый цикл стихотворений под названием «Сушковский». К сожалению, оно было опубликовано лишь после смерти поэта в журнале «Библиотека для чтения» в 1844 году.

Тема

Тема – человеческое черствость, равнодушие, злость и непонимание, отсутствие любви к ближнему и сопереживания. Поэт описывает случай, произошедший у ворот храма: кто-то вложил камень в руку нищему, слепому, голодному человеку. Таким камнем для юного Лермонтова стало равнодушие возлюбленной в ответ на его молитвы и признания в любви. Камень в ответ на молитву о милостыне символизирует коварство и жестокосердие. Мучительные, безответные чувства, продолжавшиеся пять лет, стали толчком для юного Лермонтова к написанию цикла прекрасных стихотворений, проникнутых страстью, грустью и надеждой.

Композиция

Стихотворение состоит из трех четверостиший. Имеется четкое смысловое разделение на две части. Первые две строфы рассказывают историю голодного нищего, которого обманул жестокий и бессердечный человек; последняя строфа – сравнение личной трагедии поэта, несчастной любви с символической «камень”— обман, которым оказался ответ возлюбленного. По сути, стихотворение представляет собой комплексное сравнение человеческого безразличия в общем и личном плане.

Жанр

Жанр произведения – лирическая поэма. Имеет черты притчи: на это указывают библейский мотив и поучительное символическое повествование. Есть в произведении и черты элегии, учитывая ее печальное содержание, поэтический размер и ритм. Стихотворение написано четырехстопным ямбом с перекрестной рифмой. Высокий словарный запас, которым пользуется поэт, придает звучанию торжественность, мелодичность и серьезность. Вторая и третья строфы содержат анафору, придающую мелодичность, оттенок безысходности, отчаяния и сожаления об утраченном.

Средства выразительности

Эпитет: «иссохшая бедняжка», «лучшие чувства», «горькие слезы” сделать лирическое повествование образным и живым. Метафора «живая еда” подчеркивает страдания лирического героя, его болезненные чувства и переживания. В смысловой стороне произведения прослеживается наличие скрытого, расширенного сравнения: рука нищего и душа лирического героя. Кто спрашивает, стоит, обманут «Ворота Святых”, он получает вместо хлеба камень. Ожидания лирического героя, его чувства обманываются столь же жестоко и бесчеловечно. Текстовыми антонимами в данном контексте являются пары «камень – это хлеб”, и образует яркую антитезу во второй строфе стихотворения.

Анафора – во второй строфе: «И взор показал живую агонию…” «И кто-то положил камень…”, в третьей строфе: «Итак, я молился о твоей любви…” «Это мои лучшие чувства…”.