Произведения Б. Пастернака могут многое рассказать о личной жизни поэта. Примером тому является стихотворение «В доме никого не будет», которое он написал при знакомстве со своей будущей женой. Школьники изучают его в 7 классе. Предлагаем вам узнать больше о стихотворении, прочитав краткий анализ «В доме никого не будет» по плану.
Краткий анализ
История создания – она была написана в 1931 году, когда поэт встретил Зинаиду Нейгауз, поэт включил стихотворение в сборник «Второе рождение».
Тема стихотворения – одиночество, мечты о встрече с возлюбленным.
Композиция – Анализируемое произведение условно разделено на части: рассказ о пустом доме и мечтах лирического героя о встрече с любимой женщиной. Б. Пастернак тесно сплетает эти части между собой.
Жанр: лирическое стихотворение.
Поэтический размер – четырехстопный хорей, перекрестная рифма АБАБ.
Метафоры – «только мелькнет мох с белыми мокрыми комочками», «и снова образуется иней, и прошлогоднее уныние снова окутает меня», «сквозь занавеску пробежит дрожь сомнения».
Эпитеты – «зимний день», «белые, мокрые комочки», «невыпущенная вина».
Сравнение – «ты, как будущее, входишь».
История создания
История создания анализируемого произведения связана с переломным моментом в жизни Б. Пастернака. Оно появилось в 1931 году после знакомства поэта с Зинаидой Нейгауз. Женщина уже была в законном браке и имела детей, как и Борис Леонидович. Однако между ними вспыхнуло сильное чувство, и узы брака не смогли удержать Пастернака и Нейгауза рядом с бывшими половинками.
Расставание с первой женой и сыном далось поэту тяжело. Он почувствовал себя виноватым, и в его душе поселилось смятение, поэтому лирический герой стихотворения говорит о «непроизвольное чувство вины»
. Зинаида Нейгауз стала второй женой Пастернака, прожившей с ним до его последних дней. Однако она не стала ее последней любовью, поскольку в конце лет Борис Леонидович влюбился в Ольгу Ивинскую.
Работа «В доме никого не будет» вошла в сборник «Второе рождение», увидевший мир в 1932 году.
Тема
В литературе Б. Пастернак более известен как автор философских текстов. Он признался, что не умеет красиво описывать чувства и эмоции. Но его любовная лирика поражает своей открытостью и оригинальностью образов. В анализируемом произведении переплетаются философская тема одиночества и интимная тема встречи с возлюбленным.
В первых строфах внимание автора обращено на дом, о котором говорит лирический герой. Воображение героя рисует один из дней, который наступит в будущем. Он представляет собой пустой дом, наполненный сумерками. Эта деталь говорит о том, что герой чувствует себя одиноким. На улице будет снежный зимний день. Описание снега только усиливает ощущение пустоты в доме и в душе лирического героя, который знает, что в такой атмосфере им приходится «кончится..прошлогоднее уныние»
. Эта психологическая деталь автобиографична. С ее помощью Б. Пастернак предлагает разлучиться с первой женой и сыном. Напоминает о «Зимние дела другие»
вызывает у лирического героя чувство вины, терзающее сердце.
Внезапно взгляд героя обращается к занавеске. Душевные муки начинают утихать, поскольку герой видит свою возлюбленную. Он сравнивает ее с будущим, предполагая, что не представляет жизни без нее. Образ возлюбленной, изображенный в последних стихах, напоминает ангела. Женщина облачена в белое невесомое одеяние, которое символизирует чистоту и начало новой жизни.
Композиция
Анализируемое произведение условно разделено на две части: рассказ о пустом доме и мечты лирического героя о встрече с любимой женщиной. Б. Пастернак тесно сплетает эти части между собой. Формально стихотворение состоит из шести четверостиший.
Поэтический размер – хорейный четырехстопный размер. Схема рифмовки в четвертях – перекрестная АБАБ, имеются мужские и женские рифмы.
Жанр
Жанр произведения – лирическая поэма. Главную роль в поэзии играют чувства и эмоции лирического героя. В стихотворении поначалу преобладает грустное настроение, но последние строки окрашены надеждой на новую жизнь.
Средства выразительности
Художественные средства служат раскрытию темы и передаче внутреннего состояния лирического «Я». Основой создания тропов являются авторские ассоциации.
Почти в каждую строфу поэт вплетает метафору: «лишь мимолетный взгляд на мох с белыми мокрыми комочками», «и снова натянется мороз, и снова прошлогоднее уныние окутает меня», «сквозь занавеску пробежит дрожь сомнения»
. Атмосфера зимнего дня и растерянность лирического героя переданы через эпитеты: «зимний день», «белые, мокрые комочки», «невыпущенная вина»
. Сравнение «ты, как будущее, войдёшь»
.
Интонация стихотворения ровная, без восклицаний и вопросов. Кажется, автор не хочет нарушать тишину, царящую в пустом доме. Этот интонационный рисунок гармонично дополняет содержание. В некоторых строках автор использовал аллитерацию, например, неприятную атмосферу он передал с помощью согласных «з», «с», «р»: «зимний день в непрерывном раскрытии открытых штор».
Комментирование закрыто