Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» Есенина

Пейзажную лирику С. Есенина учится в 1–4 классах. Младшим школьникам сложно понять философский пласт творчества поэта, поэтому старшие школьники с ним знакомятся с удовольствием. В программу старшей школы входит стихотворение, о котором будет написана речь. Предлагаем вам ознакомиться с кратким разбором «Не жалею, не зову, не плачу» по плану.

Краткий анализ

Тема стихотворения – быстротечность человеческой жизни, воспоминания о молодости.

Композиция – Произведение по смыслу разделена на 2 части: воспоминания лирического героя о молодости, размышления о вечном вопросе жизни и смерти. Формальное стихотворение состоит из пяти четверостиший, каждое из которых продолжает по смыслу предыдущее.

Жанр – элегия.

Рихотворный размер – пятистопный хорей, рифмовка крестная АВАВ.

Метафоры – «увядание золотым охваченный, я не буду более молодым», «страна березового сицца», «пламя уста», «тихо льётся с клёнов листьев медь».

Эпитеты – «Дух бродяжий», «Утраченная вежесть», «Сердце, тронутое холодком».

Сравнения – «все пројед, как с белым яблонь дым», «словно я весенней гулкой ню проскакал на новом коне».

История создания

Анализируемое стихотворение С. Есенин написал в 1921 году, когда ему было 26 лет. Казалось, еще рано было думать, что молодость прошла, и смерть неумолимо приближалась. Однако начало XX века ознаменовалось войной. Поэт не был участником военных событий, но вошел в Царскосельский военно-санитарный поезд. Там он узнал, что жизнь граничит со смертью. К моменту написания стихов Сергей Александрович уже успел выпустить несколько сборников. В том же 1921 г. Он встретил женщину, с которой создал семью. Эти факты объясняют, почему поэт считал себя зрелым человеком.

Часто написанная онлайн история представлена ​​с «Мёртвыми душами» Н. В. Гоголь. В лирическом отправлении повести есть строки, смысл которых отражен в творчестве Есенина: «…что в прошлые годы будило живое движение лица, смех и немые слова, то теперь оно проскальзывает мимо, и безучастное молчание держит мои неподвижные губы. О моя юность! о моя свежесть!».

Впервые стихотворение увезило мир на страницы «Красной нивы» в 1922 г.

Тема

Мысли о человеческой жизни традиционны для мировой литературы. С. В анализируемом стихотворении Есенин раскрыл тему стремительного течения человеческой жизни, тесно связанную с мотивом воспоминаний молодых лет. В центре произведения лирический герой. Строки написаны от первого лица единственного числа.

Уже в первых строках лирический герой признается, что не сожалеет о том, что молодость ушла без возврата. Он считает, что его зрелость иногда увядает, но увядание – это золото. Видимо, герой понимает, что прошедшие годы подарили ему бесценный опыт. Эму уже зарубежная юношеская забава, больше не хочу «ходить босиком», даже сердце теперь бьется по-другому.

Вместе с молодостью он остался «Дух странника», поэтому слова зрелого мужчины обдуманны, спокойны, и глаза уже не наполнены насилием. С. Есенин считает, что с возрастом чувства перестают бурлить.

Лирический герой также замечает, что ему хочется меньше. В какой-то момент он начинает сомневаться, мечтал ли он о том, что называет юностью. Во время этого размышления рождаются оригинальные метафорические образы молодости. С. Есенин называет ее розовой лошадью. Розовый цвет символизирует беззаботность, а лошадь – быстрый бег молодого лета.

В последнем четверостишии автор суммирует сказанное, поэтому оно написано от первого лица множественного числа. Лирическое «моё» повторяет известную истину: «Все мы в этом мире коррумпированы». С каждым днем ​​человек медленно приближается к концу своей жизни. Так будет всегда, поэтому С. Есенин «благослови жизнь и смерть».

Композиция

Стихотворение разделено на две смысловые части: воспоминания лирического героя о юности, созерцание вечного вопроса жизни и смерти. Формально оно состоит из пяти четверостиший, каждое из которых продолжает по смыслу предыдущее. Последние четверостишие – вывод, позволяющий автору сделать философскую составляющую более выразительной.
Размер стиха – пятистопный хорей. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Жанр

Жанр произведения – элегия, поскольку автор грустно размышляет над вечными философскими проблемами. Хотя лирический герой утверждает, что «не жалеет, не зовёт, не плачет», в монологе преобладает грустное настроение.

Средства выразительности

Для передачи мыслей и эмоций лирического героя С. Есенин использовал богатый арсенал выразительных средств. В их подборе преобладают отдельные авторские тропы. Большую роль в произведении играют метафоры: «увядание золотом охваченный, я не буду более молодым», «страна берозового сицца», «пламя усталости», «тихо лиєтся с кленов листьев медь». Пейзажи дополнены эпитетами: «Дух бродяжий», «утраченная вежесть», «сердце, тронутое холодком» и сравнения – «все пројед, как с белым яблонь дым», «словно я весенней гулкой ню проскакал на розовом коне».