А. Фет запечатлел события, поразившие суть стихотворения. Благодаря этому его тексты удивляют движущимися образами и особой атмосферой. Сюда относится стихотворение, анализ которого представлен в статье. Этому учат в 10 классе. Предлагаем вам ознакомиться с кратким анализом «На рассвете не будите ее» по плану.
Краткий анализ
Тема стихотворения – тихая красота спящей девушки, любовь и страдания.
Композиция – Смысл произведения разделен на две части: портрет спящей девушки, рассказ о душевных переживаниях героини. Стихотворение состоит из пяти четверостиший.
Поэтический размер — трехстопный анапест, перекрестная рифма — АБАБ.
Жанр: лирическое стихотворение.
Метафоры – «она так сладко спит», «утро дышит на ее груди», «косы бегут по плечам», «она следила за игрой в облаках, которую завела луна, скользя».
Эпитет – «ее подушка теплая», «теплый и утомительный сон».
История создания
Если не обращать внимания на биографию А. Фета, историю создания стихотворения «На заре не буди ее» можно связать с любовью поэта к Марии Лазич. Эта версия неверна, поскольку на момент публикации произведения Афанасий Афанасьевич не был знаком с девушкой, ставшей любовью всей его жизни.
Строки вышли из-под его пера в 1842 году. По одной из версий, они появились после того, как поэт посетил своих друзей. В это время в их доме умирала от сердечной недостаточности дочь. Фет увидел, что девочка избавилась от боли только во сне, поэтому попросил мать не будить ребенка.
Произведение появилось на страницах журнала «Москвитянин» в 1842 году, в том же году А. Е. Варламов положил стихи на музыку.
Тема
Тема смерти распространена в мировой литературе, но А. Фету удалось раскрыть ее по-особому, с болезненной тоской. В центре анализируемого стихотворения находятся образы лирического героя и девушки, второстепенную роль играет невидимый адресат, к которому обращается лирическое «Я».
В первой строфе лирический герой кого-то спрашивает: «Не буди ее на рассвете»
. Он боится спугнуть утро, а вместе с ним и милое выражение щек и груди девушки.
В стихотворении раскрывается сюжет, а действие не лирическое, а баллада, имеющая тайну. Это произведение о зарождающемся чувстве. При этом само чувство — любовь — не названо, но легко угадывается по символам, имеющим место в стихотворении: луне, соловью, биению сердца.
Композиция
По смыслу произведение разделено на две части: портрет спящей девушки, рассказ о прошлой ночи, наполнившей ее сердце печалью и болью.
Стихотворение состоит из пяти четверостиший. Особенность композиции – повторение смысла первого четверостишия и одной из его строк. Таким образом, организация работы является циклической.
Поэтический размер — трехстопный анапест. Рифма в тексте перекрестная АБАБ, рифма только мужского рода.
Жанр
Жанр произведения – лирическое стихотворение, поскольку важно эмоциональное начало. В монологе лирического героя переданы мысли и чувства не только самого лирического героя, но и героини: любовь, тоска и тоска.
Средства выразительности
Образ главного героя создан художественными средствами. Они также являются инструментом передачи переживаний лирического героя. Метафоры играют ключевую роль: «Она так сладко спит», «утро дышит на ее груди», «косы бегут по плечам», «она наблюдала за игрой в облаках, когда луна, скользя, начиналась».
Эпитеты придают выразительность монологу лирического героя: «ее подушка теплая», «теплый, утомительный сон»
сравнения: «косы тянутся, как лента»
. Предпоследнее четверостишие построено на контрасте: «месяц стал ярче», «соловей свистел громче» — «она побледнела».
В последней строфе важную роль играет интонация. Душевную боль лирического «Я» автор передает посредством разорванной синтаксической конструкции и восклицания.
Комментирование закрыто